Содержание статьи
    Также по теме

    СТЕПУН, ФЕДОР АВГУСТОВИЧ

    СТЕПУН, ФЕДОР АВГУСТОВИЧ (1884–1965), русский философ, литератор. Родился 19 февраля (2 марта) 1884 в Москве в семье фабриканта. Изучал философию в Гейдельбергском университете (1902–1909). Научным руководителем его был В.Виндельбанд. В 1910 защитил докторскую диссертацию о философии истории Вл.С.Соловьева. В 1910–1914 входил в редакционный совет журнала «Логос», выступал в роли литературного и театрального критика, следуя принципам эстетики символизма. Участвовал в Первой мировой войне. Военный опыт нашел отражение в книге Степуна Записки прапорщика-артиллериста (1918). В политическом плане был близок к эсерам и после Февральской революции стал депутатом Всероссийского Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов, работал в политическом отделе военного министерства Временного правительства. После Октябрьской революции сотрудничал в созданной Н.А.Бердяевым Вольной академии духовной культуры, издал литературный сборник Шиповник (1922), публиковался в журналах «Искусство театра», «Театральное обозрение», преподавал в театральных училищах. В 1922 был выслан из России. В Германии в 1923 издал книги Жизнь и творчество и Основные проблемы театра. Во Фрейбурге в том же году слушал лекции Э.Гуссерля. С 1926 – профессор социологии Высшего технического училища в Дрездене. В 1931–1939 вместе с Г.П.Федотовым издавал журнал «Новый град», в котором развивал идеи христианского социализма. Был лишен права преподавательской деятельности и публикации своих сочинений нацистами в 1937. С 1946 – профессор философского факультета Мюнхенского университета. Умер Степун в Мюнхене 23 февраля 1965.

    В творчестве Степуна кантианский трансцендентализм сочетается с принципами религиозной метафизики (преимущественно с принципами метафизики всеединства и идеями Вл.С.Соловьева). Познавательное и онтологическое единство («положительное всеединство») с Абсолютом рассматривалось им как философская и жизненная задача человека в истории. В то же время в понимании культуры он был близок к позиции Н.А.Бердяева. Как и в бердяевском персонализме, культура у Степуна несет на себе печать субъект-объектного дуализма и всегда в конечном счете есть «неудача» творческих усилий человека. В сфере же жизни никакого «расщепления» бытия нет и поэтому не может быть гармонии в отношениях «жизненного» и культурного миров. Личный путь к Богу (Абсолюту) неизбежно предполагает выход, причем бесповоротный, из культурного пространства. В своем личностном опыте каждый человек переживает драму выбора. В работе Основные проблемы театра Степун писал о трех основных жизненных позициях: мещанской, предпочитающей внешний и внутренний коммфорт; мистической, стремящейся к слиянию с Божеством и отказывающейся от творчества и свободы; художественной, пытающейся достичь динамического единства жизни и творчества. Художественное творчество, понятое в своем символическом значении, позволяет «узреть» цельность бытия и осветить те «донаучные» и «дотеоретические» области, в которых коренятся все убеждения и представления человека.

    См. также РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ; НОВЫЙ ЖУРНАЛ.

    Литература

    Степун Ф.А. Жизнь и творчество. Берлин, 1923
    Степун Ф.А. Бывшее и несбывшееся, тт. 1–2. Нью-Йорк, 1956
    Струве Г.П. Русская литература в изгнании. Нью-Йорк, 1956
    Степун Ф.А. Встречи. М., 1998
    Степун Ф.А. Портреты. СПб, 1999
    Степун Ф.А. Чаемая Россия. СПб, 1999
    Степун Ф.А. Сочинения. М., 2000