ТРИСВАБХАВА

ТРИСВАБХАВА (санскр. – «три природы»), иерархизация трех уровней реальности, разрабатывавшаяся буддистами направления йогачара-виджнянавада. Создатели этой концепции различали «воображаемую» природу вещей (парикальпита-свабхава), «зависимую» (паратантра-свабхава) и «совершенную» (паринишпанна-свабхава).

Ранняя виджнянавада.

В одном из самых ранних сочинений виджнянавадинов, Самдхинирмочана-сутре (возможно, 2–3 вв.), Будда сообщает бодхисаттве Гунакаре о «трех природах», давая каждой из них определения. Реальность воображаемая есть «конвенциональное распределение имен посредством приписывания вещам определенной природы или спецификаций с целью обозначения их в языковой практике»; обусловленная – это «зависимое происхождение, а именно, если есть одно, есть и другое, и при возникновении одного возникает другое, или, по-другому, санскары обусловлены незнанием и т.д.»; реальность, называемая совершенной, – это «истинная природа вещей, постигаемая бодхисаттвами благодаря их энергии и сосредоточенности ума, а также концентрация [мысли] на этом постижении благодаря полноте знания». Реальность воображаемая уподобляется дефекту зрения у человека, страдающего глазной болезнью; обусловленная – причинами нездоровых визуализаций в виде волос, мушек, пчел, сезамовых зерен, синего, красного, светлого и т.д.; «совершенная» – аутентичному объекту зрения после избавления человека от глазной болезни и исправления дефекта зрения. Далее, воображаемая реальность уподобляется приобретению прозрачным кристаллом (при контактах с соответствующими камнями) видимости сапфира, рубина, изумруда или золота – видимости, которая вводит в заблуждение живые существа. Таково воздействие «следов» обыденной речи, относящихся на деле к реальности воображаемой, на реальность обусловленную. Эта обусловленная реальность уподобляется самому прозрачному кристаллу, на который налагаются ему не принадлежащие цвета. Наконец, реальность совершенная – вечному, бесконечному и полному отсутствию природы сапфира рубина, изумруда и золота в кристалле, отсутствию какого-либо наложения реальности воображаемой на обусловленную. Из приведенных положений следует, что три уровня реальности суть три уровня сознания и познания (эти два момента здесь неразличимы), первый из которых соответствует превратному мировоззрению, складывающемуся из воздействия на сознание «болезней языка», за которыми стоят ложные (с точки зрения виджнянавадинов) представления (главное из которых есть представление о различии субъекта и объекта опыта); второй – кармическим последствиям этого воздействия; третий – свободе от этих воздействий.

Согласно Ланкаватаре-сутре (3–4 вв.), татхагаты и архаты, имеющие совершенное видение, определяют реальность воображаемую как характеризуемую «включением только имен»; обусловленную – как ту, которая происходит от «вместилищ» и «опор» (контакты шести способностей познания – пять органов чувств и ум-манас – с соответствующими объектными сферами); совершенную – как отсутствие конструкций ума, ведущее к образованию характеристик причин, именований и вещей, сферу пути благородного познания Таковости. Реальность обусловленная имеет опору в реальности воображаемой, которая возникает из корреляции имен и причин. «Заблуждение, причина, конструирование – признаки [реальности] зависимой, номинация при наличии этого как причины – признак воображаемой, а когда в первой не возникают ни номинация, ни причина, ни конструирование и согласуются идеи вне реальности, то это признаки [реальности] совершенной». По существу, здесь та же концепция, что и в Самдхинирмочана-сутре, но с двумя уточнениями. Во-первых, указывается, что реальность воображаемая есть представление о том, что внешние предметы существуют сами по себе (на деле это представление детей), а также, в соответствии с этим, что может быть раздвоение опыта на «постигающего» и «постигаемое». Во-вторых, в иерархию трех уровней реальности впервые вводится т.н. аккумулированное сознание (алаявиджняна), которое не отлично от «отпечатков», оставляемых совершаемыми действиями, но и не едино с ними: «они, подобные грязи, возникают у него благодаря уму и познаниям, но сознание, подобное белой ткани, [реально] не загрязняется ими». Исходя из этого, можно предположить, что аккумулированное сознание и соответствует высшему уровню реальности при условии, что оно не отождествляется с кармическими «пятнами».