Содержание статьи
    Также по теме

    ЮЛИАН ФЛАВИЙ КЛАВДИЙ (ОТСТУПНИК)

    ЮЛИАН ФЛАВИЙ КЛАВДИЙ (Flavius Claudius Julianus) (331–363) – римский император (361–363), родился в Константинополе, сын Юлия Констанция, сводного брата Константина I Великого, почитатель платонической философии; за обращение из христианства в язычество получил у церковных историков прозвище «Отступник».

     ART RESOURCE/Giraudon     ЮЛИАН

    Юлиан являлся возможным претендентом на престол, в особенности после того, как в 337, во время беспорядков и интриг, последовавших за смертью Константина, его отец и другие родственники были убиты. Император Констанций II относился к Юлиану с подозрением, в 345 вместе со сводным братом Констанцием Галлом он был сослан в Мацелл (Каппадокия). В 350 Констанций назначил Галла цезарем, т.е. младшим соправителем, на Востоке, но в 354 Галл был смещен и казнен. Происки окружения Констанция заставляли Юлиана постоянно опасаться за свою жизнь, однако ему покровительствовала императрица Евсевия, и в 355 Юлиана вызвали в столицу, чтобы женить на сестре императора Елене и назначить цезарем и затем послали в Галлию, чтобы вернуть провинцию, подвергшуюся набегам франков и алеманнов, под власть Империи.
    Юлиан с рвением принялся за дело, избранная им тактика была разумна и эффективна, но ему мешали происки военачальников, вначале Марцелла, а затем сменившего его Барбатиона. Война шла главным образом на территории современного Эльзаса и по берегам Рейна. В 356 Юлиан отвоевал Колонию Агриппину (совр. Кёльн), но был осажден в Агединке (совр. Санс). В 357 ему пришлось отражать натиск алеманнов, прорвавшихся к Лугдуну (совр. Лион), но позднее он успешно сразился с ними на Рейне и принудил их заключить перемирие.

    В 358 Юлиан очистил от захватчиков Нижнюю Германию, а в следующем году напал на алеманнов на их собственной территории и продвинулся до Могонтиака (совр. Майнц). В 360 Юлиан направил Лупицина в Британию, чтобы предотвратить вторжение с севера пиктов и скотов.

    В этот момент Констанций, намеревавшийся начать кампанию на Востоке, а также опасавшийся роста мощи своего младшего соправителя, потребовал у Юлиана отборные части галльской армии. Вначале Юлиан занял выжидательную позицию, но, поскольку Констанций настаивал на своем, легионеры провозгласили Юлиана императором. Предложения Юлиана о полюбовном соглашении Констанций отверг, заключил мир с Персией и возвратился в Антиохию. Гражданская война казалась неминуемой. Юлиан решил упредить противника и в 361 сам двинулся на Восток, но в ноябре пришло известие о том, что Констанций умер, назначив его своим преемником.

    Вскоре Юлиан начал подготовку к кампании против персов. В начале 363 он отказался принять персидских послов и с очень значительными силами выступил из Антиохии на Карры, а затем двинулся вниз по Евфрату, одновременно послав войско под командованием Прокопия вниз по течению Тигра. С армией и флотом Юлиан успешно оставил позади каналы Месопотамии, а затем одержал победу у ворот Ктесифона, но города не взял. Прождав напрасно Прокопия, который так к нему и не присоединился, Юлиан сжег свой флот и двинулся обратно по течению Тигра.

    26 июня 363 он умер от раны, возможно, нанесенной копьем своего же воина (вероятно, христианина). Последующая традиция приписывает ему предсмертные слова «Ты победил, Назаретянин!», в которых зафиксирована реальная историческая победа христианства и неудача неоязыческой реформы Юлиана, на штандартах римских легионов которого остался девиз «Soli invicto» (непобедимому Солнцу).

    Юлиан пробыл императором 20 месяцев. Во внутренней политике Юлиан стремился к соблюдению законности и ограничению власти придворных клик.

    Предпринял попытку возродить языческий политеизм в качестве новой государственной религии, упорядочив его средствами неоплатонической философии. Однако, вообще говоря, отступничество Юлиана оставалось его личным делом, поскольку он не нашел поддержки в кругах римской аристократии. Сам он в юности получил эллинистическое воспитание, учился у знаменитых философов (Эдесий, Максим Эфесский, Хрисанфий из Сард) и риторов (Либаний) своего времени; в 355 в Афинах был посвящен в Элевсинские мистерии (см. также ЭЛЕВСИН).

    При недолгом правлении Юлиана возобновились языческие жертвоприношения, был восстановлен античный пантеон богов, зазвучали древние оракулы, проводились мистерии и обряды. Античная философия, языческая мистика и восточные культы переплелись в мировоззрении Юлиана в собственное учение, главной доминантой которого стал культ Солнца. Различая, по образцу Ямвлиха, миры умопостигаемый, мыслящий и чувственный, Юлиан средоточием каждого из них считал бога-солнце; солнце чувственного мира было для него только отражением солнца умопостигаемого мира.

    При этом Юлиан избегал прямого преследования христиан, проводил политику веротерпимости, надеясь разгромить христианство идейно. Не подвергая христиан суровым преследованиям, он лишил их императорского покровительства и запретил учительствовать в области свободных искусств. Кроме того, Юлиан покровительствовал евреям и пытался восстановить в Палестине еврейскую общину. Он даже приступил к воссозданию Храма (возможно, в пику христианству).

    Сочинения Юлиана (речи, гимны, беседы, письма) несут на себе отпечаток и в значительной степени программу грядущих преобразований. Наиболее значимые произведения – К царю Солнцу, К Матери богов, Против галилеян (направленный против христиан и, в особенности, против епископа Кирилла Александрийского), Пир. В своей полемике с христианами Юлиан стремился показать невозможность обожествления никакого человека, невозможность даже мысли о богочеловеке.

    См. также АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ.

    Сочинения: Император Юлиан. Письма. – Вестник древней истории, 1970, № 1–3; Против христиан. (Отрывки). – В кн.: Ранович А.Б. Первоисточники по истории раннего христианства. М., 1990

    Мария Солопова

    Литература

    Розенталь Н.Н. Юлиан Отступник. Трагедия религиозной личности. Пг., 1923
    Аверинцев С.С. Император Юлиан и становление «византинизма». – В кн.: Традиция в истории культуры. М., 1978
    Лосев А.Ф. История античной эстетики. Последние века, кн. 1–2. М., 1988
    Геродиан. История императорской власти после Марка. СПб, 1995
    Геродиан. История императорской власти после Марка. СПб, 1995
    Бенуа-Мешен Ж. Император Юлиан, или Опаленная мечта (пер. с франц.). М., 2001