Содержание статьи
    Также по теме

    ЗЕНОН ИЗ КИТИЯ

    ЗЕНОН ИЗ КИТИЯ (334/3– 262/1 до н.э.) – греческий философ, основатель стоической школы. Потомок выходцев из Финикии, живших на Кипре, Зенон сначала занимался торговлей, и ок. 311 г. приехал в Афины, чтобы продать свой товар; в одной из афинских книжных лавок он зачитался воспоминаниями о Сократе Ксенофонта и спросил продавца, где же ему найти таких мудрых людей. Продавец указал ему на проходившего мимо киника Кратета. Побывав последовательно в школах киников, академиков и мегариков, Зенон ок. 300 основал собственную школу, название которой («Стоя») происходит от афинского «Расписного Портика» (расписанного великими греческими художниками Полигнотом, Миконом и Панением сценами из троянской войны, Марафонской битвы и битвы с амазонками), где проходили занятия. От 25 сочинений Зенона сохранились только фрагменты.

    ЗЕНОН.  IGDA/A. Dagli Orti

    Предложенная Зеноном трехчастная схема построения и изложения учения – логика-физика-этика – подчеркивала значение этики и стала господствующей в школе. В теории познания Зенон разработал учение о «постигающем представлении» как критерии истины. В физике сформулировал учение о двух началах, четырех элементах, о всеобщей телесности космоса и всепроникающей огненно-воздушной пневме, благодаря которой космос един и сам себя ощущает; о причинности и космических циклах, каждый из которых заканчивается мировым пожаром. Он уделил внимание также телеологии, мантике и учению о судьбе. Согласно Зенону, человек состоит и души и тела, душа есть тонкая горячая пневма, особым образом организованная. В душе есть 8 частей (основная – разумная «ведущая», располагается в области сердца) и 4 «способности» (представление, влечение, согласие и разумность). В этике сформулировал «конечную цель» – «жизнь согласно с природой», а также наметил основные параметры учения о благе и морально «безразличном». Единая добродетель понималась им как знание вещей божественных и человеческих и как совершенное состояние души, которой довольно для счастья. Формальным завершением этики служит учение о мудреце – человеке, который ни в чем не испытывает нужды, ибо он достиг интеллектуально-нравственного совершенства в покорности «судьбе». В политике Зенон предложил учение о «космополисе» – всемирном сообществе разумных существ (богов и людей). Гражданское достоинство членов такого государства обеспечивается не происхождением или социальным положением, а добродетельностью.

    Мария Солопова

    Литература

    Столяров А.А. Стоя и стоицизм. М., 1995
    Фрагменты ранних стоиков. – Изд. А.А. Столяров. Т. I. М., 1998