Содержание статьи
    Также по теме

    БЕНВЕНИСТ, ЭМИЛЬ

    БЕНВЕНИСТ, ЭМИЛЬ (Benveniste, Émile) (1902–1976), французский лингвист. Родился 27 марта 1902 в Халебе (Алеппо, совр. Сирия). Учился в Сорбонне, затем в Парижской Высшей школе практических исследований у А.Мейе. С 1937 профессор Коллеж де Франс (унаследовал кафедру А.Мейе). С 1959 до конца жизни – непременный секретарь Парижского лингвистического общества, членом которого стал в 1920. Почетный член многих академий и научных обществ. Умер Бенвенист в Париже 3 марта 1976.

    Как индоевропеист Бенвенист стремился синтезировать традиции классической науки 19 в. и идеи структурализма, стремясь к системному подходу (в интервью незадолго до смерти Бенвенист заметил, что накакой другой лингвистики, кроме структурной, не может быть по определению). Автор работ по именному словообразованию и структуре корня в индоевропейских языках. Многие исследования Бенвениста посвящены иранским языкам, индо-арийским и хетто-лувийским языкам. Бенвенист – автор двухтомного Словаря индоевропейских социальных терминов (Le vocabulaire des institutiones indo-europeénes, 1970).

    В области общей лингвистики Бенвенист публиковал сравнительно небольшие по объему работы, в основном собранные в книге Проблемы общей лингвистики (Problemés de linguistique générale, 1966, рус. пер. 1974). Не стремясь к созданию всеобъемлющей лингвистической теории, Бенвенист ограничивался рассмотрением отдельных важных проблем (классификация языков, устройство уровневой модели языка, структура относительного предложения, субъективность в языке и ряд других).

    Бенвенист не согласился с рядом положений Ф. де Соссюра, в частности, о произвольности знака, указывая, что произвольность имеет место лишь с точки зрения именования внеязыковой действительности, но отношение между двумя сторонами знака и между знаками в системе не произвольно. Соглашаясь с глоссематиками и дескриптивистами в том, что лингвистика должна формулировать свои понятия в собственных терминах, не заимствуя их из других наук, Бенвенист отмечал психологическую значимость основных понятий лингвистики, в том числе фонем. Считал необходимым, не ограниваясь изучением языковой формы, исследовать языковую функцию: «Форма получает характер структуры именно потому, что все компоненты целого выполняют ту или иную функцию». Эти идеи Бенвениста сближают его с Пражским лингвистическим кружком.

    В статье Категории мысли и категории языка (Catégories de pensée et catégories de langue, 1958) Бенвенист подчеркивал, что обязательным условием реализации мысли является ее языковая форма; однако нельзя считать, что язык – лишь форма мысли и что существуют некоторые общие, независимые от языка категории мышления (субстанция, количество, время и т.д.). По мнению Бенвениста, многие такие категории, выделенные еще Аристотелем, реально отражают особенности структуры древнегреческого языка: представления о времени связаны с существованием в этом языке грамматической категории времени, аристотелевская логика – не что иное, как схематизированный греческий синтаксис и т.д.; впрочем, многие из этих категорий свойственны не только древнегреческому, но индоевропейским языкам в целом.

    Бенвенист занимался также семантикой и проблемами связи языка и культуры, синтаксической типологией, выдвигал критерии разграничения уровней (ярусов) языка и т.д.

    См. также ИКОНИЧНОСТЬ.

    Литература

    Бенвенист Э. Индоевропейское именное словообразование. М., 1955
    Бенвенист Э. Классификация языков. – В кн.: Новое в лингвистике, вып. III. М., 1963
    Бенвенист Э. Очерки по осетинскому языку. М., 1965
    Бенвенист Э. Общая лингвистика. М., 1974
    Степанов Ю.С. Эмиль Бенвенист и лингвистика на пути преобразований. – В кн.: Бенвенист Э. Общяя лингвистика. М., 1974