Содержание статьи
    Также по теме

    БРАУИ

    БРАУИ (брагуи, брахуи – варианты передачи самоназвания, в состав которого входит гортанная смычка), язык дравидийской семьи, в которой занимает особое положение. На брауи, по данным начала 1980, говорили около 1,7 млн. человек в Пакистане (примерно 1,5 млн. человек в округах Калат и Кветта на востоке провинции Белуджистан, где они составляют значительную часть населения, и в округах Хайрпур и Хайдарабад провинции Синд), около 200 тыс. в юго-западной части Афганистана и около 10 тыс. на востоке Ирана в районах, прилегающих к Пакистану и Афганистану. Приведена максимальная оценка численности; в литературе представлены и значительно меньшие цифры, однако при этом отмечается быстрый рост численности брауи как этноса, чему способствует открытость этих кочевых скотоводческих племен, члены которых охотно вступают в смешанные браки, сами же племена брауи фактически являются не кровнородственными, а скорее административно-хозяйственными и военными объединениями, легко включающими в себя новые группы.

    Различаются два основных диалекта – сараванский, на котором говорят в горной местности к северу от Калата (пакистанского), и джхальванский, распространенный на равнине к югу от Калата. Диалект самого Калата, занимающий промежуточное положение, принимается за норму.

    Брауи живут в окружении индоиранских народов на расстоянии полутора тысяч километров от своих ближайших дравидийских соседей и за пределами Индийского субконтинента в собственном смысле слова. Язык брауи стоит особняком и в любой классификации дравидийских языков выделяется в особую группу, хотя принадлежность его дравидийской семье не вызывает сомнений. Кроме очевидного сходства (облик первых трех числительных, местоимений, некоторых существительных и глаголов), брауи характеризуется рядом общедравидийских структурных черт: в фонетике – наличием пяти качественно различающихся гласных и ретрофлексных согласных; в морфологии – суффиксальной агглютинацией, стандартной для дравидийских языков системой частей речи и грамматических категорий, наличием отрицательного спряжения глагола, трехчленным противопоставлением указательных местоимений по удаленности объекта; в синтаксисе – порядком слов в предложении «подлежащее – дополнение – сказуемое». Ряд отличий брауи от «дравидийского стандарта», носящих предположительно инновационный характер, разделяется им с некоторыми другими дравидийскими языками, в основном северными (курукх, малто), но иногда и принадлежащими другим группам внутри семьи; так, отсутствие категории грамматического рода сближает брауи с южным языком малаялам. Последнее обстоятельство служит аргументом против объединения брауи с курукх и малто в одну группу, предложенным американским дравидологом М.Эмено: брауи скорее противопоставлен всем дравидийским языкам (такова, в частности, точка зрения М.С.Андронова).

    Наиболее явные черты своеобразия брауи носят ареальный характер и обусловлены влиянием соседних индийских и иранских языков, прежде всего синдхи и белуджского, а также пушту и фарси; к этим чертам относится, прежде всего, заметная «индоевропеизация» синтаксиса, выразившаяся в замене полипредикативных конструкций с неличными формами глагола на придаточные предложения, вводимые подчинительными союзами; к ареальным чертам относят также появление носовых гласных, аналитических форм в системе имени и глагола и нек. др. Многочисленны лексические заимствования из белуджского, фарси и синдхи; имеется немало арабских слов, пришедших с исламом.

    По поводу географической изолированности брауи от основного дравидийского массива высказывались следующие гипотезы: 1) что племя брауи оказалось в Белуджистане в результате миграции на север; 2) что оно отстало от основного потока миграции дравидийских племен в Индию во времена далекой древности; и 3) что это пережиток той древней эпохи, когда север Индии был заселен преимущественно дравидийскими племенами, которые впоследствии были вытеснены индоариями. В пользу первой гипотезы серьезных аргументов нет, что же касается второй и третьей, то они, собственно, не противоречат друг другу, если считать дравидов не коренным населением Индийского субконтинета, а просто более ранними по сравнению с индоариями мигрантами (такова доминирующая точка зрения). В пользу такой трактовки этнической истории дравидов свидетельствует также и все большая уверенность в том, что дравидийским по своей генетической принадлежности был эламский язык, на котором говорили в III–I тыс. до н.э. в государстве Элам на юго-западе современного Ирана. Брауи при этом предстает как промежуточное звено между эламским и основным массивом дравидийских языков. Племя брауи и его язык упоминаются также в дискуссиях относительно возможного дравидийского происхождения так называемой протоиндийской цивилизации долины Инда (на севере совр. Пакистана).