Содержание статьи
    Также по теме

    ДЕТСКАЯ РЕЧЬ

    ДЕТСКАЯ РЕЧЬ, область знания, находящаяся на стыке лингвистики, психологии, физиологии, когнитивной науки, социологии, философии и искусственного интеллекта. Исследуется речь детей в стандартной норме, при двуязычии и в патологии. Изучение ведется при помощи дневниковых и срезовых наблюдений в лонг-этюде и при помощи тестирования определенных групп детей. Собранные данные транскрибируются и оцениваются (например, при помощи сравнения с языком взрослых) – по возрастам, по влиянию различных факторов, по способам речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо), статистически, сопоставляются у детей с разными родными языками между собой. Целью исследований может быть уяснение процесса овладения языком, терапия, педагогическое вмешательство, проверка достоверности лингвистических гипотез.

    Разница между отдельными детьми в темпах и способах освоения языка так велика, что можно говорить лишь об общих тенденциях, но отнюдь не об обязательных ступенях развития. Могут быть приведены следующие усредненные статистические данные.

    Первым звуковым проявлением ребенка является крик, неречевой сигнал, за которым появляются вокализации – любые другие звуки, производимые артикуляторными органами. В две-три недели от роду ребенок реагирует на звуки, в один месяц способен различать на слух два слога (типа бапа), если на них была сформирована определенная реакция, в шесть недель – отвечает улыбкой на привлекательные вещи. В полтора месяца ребенок гулит и образует долгие гласные, в 4 месяца издает гортанные звуки, поворачивает голову, когда с ним разговаривают, в 6 месяцев начинается лепет (двух типов: повторение слогов с одним и тем же согласным типа бабабаба и сцепление разных слогов типа айтада), имитация звуков речи. В восемь месяцев говорит мама или папа, в 9 месяцев играет жестами, например в ку-ку, понимает слово нет, называет маму и папу, реагирует на однословные приказы и жесты, изображающие деятельность, употребляет первое слово.

    В год ребенок образует последовательности звуков, похожие на предложения, но не выговаривает настоящие слова; появляется второе слово; в год и месяц появляется третье слово, в год и два месяца ребенок реагирует на однословные приказы, не сопровождаемые жестом, в год и 3 месяца говорит 4–6 слов; в 1,4 показывает на названную часть тела; в 1,5 произносит последовательности звуков, которые звучат как предложения с некоторыми настоящими словами; в полтора года словарь может достигать 50 слов, после чего ребенок начинает осмысленно комбинировать два слова; в 1,9 называет отдельные картинки.

    В 2 года употребляет множественное число, говорит свои имя и фамилию; в 2 с половиной года адекватно употребляет местоимения (я, мой, ты); задает вопросы о названиях предметов; быстро растет словарь; в 2,9 понимает слова типа холодный, устал, голодный, называет цвета, понимает предлоги на, под, рядом... В 3 года образует предложения из трех слов (первоначально они образуются из комбинаций двусловных предложений путем их стяжения, т.е. как бы из словосочетаний), понимает противоположные свойства (называет антонимы), словарный запас составляет около 250 слов.

    К моменту поступления в школу словарь ребенка составляет 2,5–14 тысяч слов.

    Универсальность лепета состоит в том, что овладение согласными в тех языках, которые исследованы, на 95% состоит из одних и тех же 12 согласных. Глухие дети также проходят через стадию лепета, хотя несколько иного по характеру. Гипотеза непрерывности (Mowrer O.H. Learning theory and symbolic processes. New York, 1960) предполагает, что в лепете ребенка универсальным образом содержатся все звуки, присущие языкам мира, а благодаря поддержке родителей и других окружающих постепенно остаются только те, которые фонологически релевантны для данной системы языка; однако на самом деле в лепете содержатся не все звуки, и взрослые поощряют то, что могут. Гипотеза прерывистости (Jacobson R. Child language, aphasia and phonological universals. The Hague: Mouton, 1968) предполагает, что на первом этапе появляются разнообразные лепетные звуки, не обязательно имеющие отношение к фонологии конкретного языка, на втором же этапе многие звуки исчезают, но начинают формироваться фонологические контрасты, усваиваемые в непреложном порядке, от наиболее противопоставленных к более тонким различиям. Между периодом лепета и первыми словами появляются протослова. Первые десять слов ребенка независимо от места, где он растет, обычно являются именами (собственным, родителей, домашних животных, игрушек) и названиями еды и питья (или предметов, в которых они содержатся, т.е., например, соска, бутылка, стакан, чашка). Хотя принято считать, что первые слова называют конкретные вещи, фактически они связаны с целостными ситуациями, ассоциируемыми очень широко с комплексами ощущений. Поэтому перенос какого-то из элементов этого комплекса ощущений в следующую ситуацию вызывает со стороны ребенка соответствующую реакцию в виде того же звукокомплекса, однако взрослый не всегда способен понять и поддержать эту транспозицию. Так, например, слово бабах может означать ситуацию, когда что-то упало и ударилось с громким звуком, а также любой ее компонент: падение, ушиб, громкий звук, мяч или любой похожий на него предмет.