Содержание статьи

    ПАЛИНДРОМ

    ПАЛИНДРОМ (иногда также палиндромон, от гр. palindromos 'бегущий обратно'), текст, или, шире, некоторое словесное построение, которое одинаково (или приблизительно одинаково, с некоторыми допущениями) читается по буквам слева направо и справа налево. В зависимости от числа и вариации места словоразделов, а также меры совпадения прямого и обратного чтения палиндромы классифицируются по степени сложности и точности.

    Прямой текст палиндрома, читающийся в соответствии с нормальным направлением чтения в данной письменности (во всех видах кириллической и латинской письменности – слева направо), называется прямоходом, обратный – ракоходом или реверсом (справа налево). В русской терминологии палиндром называется перевертнем (термин принадлежит В.Хлебникову), однако при строгой классификации эти языковые образования различаются. Палиндромам также давались названия саморифма (С.Кирсанов), амфирифма (В.Рыбинский). Классический пример палиндрома:

    Я – арка края (В.Брюсов).

    Кроме собственно палиндромов, свойством прочтения в обе стороны характеризуются так называемые оборотни – словесные построения, которые при обратном прочтении образуют некоторый осмысленный текст, отличный от результата прямого прочтения, например:

    !анатом – за разум! (Д.Авалиани);

    обратное прочтение: !муза размотана!

    И палиндромы, и оборотни отличает свойство, некогда названное В.Хлебниковым «двойным течением речи».

    Палиндром в широком понимании не ограничивается только вербальной формой. Палиндромом можно назвать некоторый объект, имеющий линейную или циклическую форму организации, в которой задана симметрия составляющих от начала к концу и от конца к началу.

    Палиндромы могут иметь форму стиха (т.е. разбиваться на строки) или же записываться прозой – линейно, без разбиения на строки. Однострочные палиндромы, соответственно, не принадлежат ни к стиху, ни к прозе. В этом смысле однострочный палиндром близок к афоризму (ср. Муза ранясь шилом опыта ты помолишься на разум – Д.Авалиани); иногда палиндромные структуры используется и в заглавиях произведений: ср. название повести В.Нарбиковой Ад как Да аД как дА. Если палиндром записан с делением на строки, то весь стих может иметь или форму монопалиндрома, т.е. читаться обратно не по строкам, а с самого конца текста к самому началу, ср.:

    Ной и вера – шанс у Сиона

    но Исус на шаре – Вийон

    (Д.Авалиани),

    или читаться в обе стороны по строкам – в таком случае создается многострочный палиндром – или перевертень в строгом понимании, ср.:

    Ад – жажда!

    Ад – жар, вражда!

    Ад гонит иногда.

    (В.Гершуни)

    Бывают также поэмы-полиперевертни, которые сами состоят или из монопалиндромов, или из монопалиндромов и строк-палиндромов. Так, монопалиндром Д.Авалиани об Исусе и Вийоне представляет собой лишь две заключительные строки стихотворного текста; над ним еще два четверостишья, каждое из которых является монопалиндромом.

    Коль скоро многострочный палиндром представляет собой стих, благодаря вертикальной организации в нем может возникать рифма (как в тексте В.Гершуни об «аде») и появляться единообразная метрическая организация. Поскольку структура палиндрома предполагает повтор согласных и гласных, очень распространенным явлением в подобных стихах-палиндромах оказываются аллитерации и ассонансы (графические и звуковые уподобления, подробнее см. ЗВУКОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕКСТА).

    Слоговая структура палиндрома заставляет авторов прибегать к лапидарной лексике и к предпочтительному использованию немногосложных словоформ, поэтому в русском палиндроме часто отсутствуют глагольные формы настоящего времени и используются краткие прилагательные. Синтаксические конструкции палиндрома отличает структурная краткость. В палиндромических конструкциях нередко возникают и окказионализмы – новые слова или формы слов, созданные в поисках точности реверса и глубины выражаемого смысла текста. Краткость и точность выражения в палиндромных текстах дополняется стремлением к эстетизации, символизации словесных сочетаний, чему способствует симметричная звуковая организация палиндромного стихотворения. Так, в приведенном ниже стихотворении Б.Гольдштейна обнаруживается такая необычная форма, как краткое относительное прилагательное березов (по типу бирюзов); форма серебрим может иметь двойственное прочтение (или как краткое страдательное причастие настоящего времени, или как форма глагола 1-го лица множественного числа). Все это придает палиндрому архаическую окраску:

    Сел в озере березов лес,

    сел лес,

    нося сон...

    Мир берест серебрим,

    мир зрим

    обуло грезой озер голубо.

    Сел в озере березов лес,

    луну дунул,

    лапу купал...

    А к долу лодка

    еле-еле

    лак резала зеркал.