Содержание статьи
    Также по теме

    ПАЛИНДРОМ

    ПАЛИНДРОМ (иногда также палиндромон, от гр. palindromos 'бегущий обратно'), текст, или, шире, некоторое словесное построение, которое одинаково (или приблизительно одинаково, с некоторыми допущениями) читается по буквам слева направо и справа налево. В зависимости от числа и вариации места словоразделов, а также меры совпадения прямого и обратного чтения палиндромы классифицируются по степени сложности и точности.

    Прямой текст палиндрома, читающийся в соответствии с нормальным направлением чтения в данной письменности (во всех видах кириллической и латинской письменности – слева направо), называется прямоходом, обратный – ракоходом или реверсом (справа налево). В русской терминологии палиндром называется перевертнем (термин принадлежит В.Хлебникову), однако при строгой классификации эти языковые образования различаются. Палиндромам также давались названия саморифма (С.Кирсанов), амфирифма (В.Рыбинский). Классический пример палиндрома:

    Я – арка края (В.Брюсов).

    Кроме собственно палиндромов, свойством прочтения в обе стороны характеризуются так называемые оборотни – словесные построения, которые при обратном прочтении образуют некоторый осмысленный текст, отличный от результата прямого прочтения, например:

    !анатом – за разум! (Д.Авалиани);

    обратное прочтение: !муза размотана!

    И палиндромы, и оборотни отличает свойство, некогда названное В.Хлебниковым «двойным течением речи».

    Палиндром в широком понимании не ограничивается только вербальной формой. Палиндромом можно назвать некоторый объект, имеющий линейную или циклическую форму организации, в которой задана симметрия составляющих от начала к концу и от конца к началу.

    Палиндромы могут иметь форму стиха (т.е. разбиваться на строки) или же записываться прозой – линейно, без разбиения на строки. Однострочные палиндромы, соответственно, не принадлежат ни к стиху, ни к прозе. В этом смысле однострочный палиндром близок к афоризму (ср. Муза ранясь шилом опыта ты помолишься на разум – Д.Авалиани); иногда палиндромные структуры используется и в заглавиях произведений: ср. название повести В.Нарбиковой Ад как Да аД как дА. Если палиндром записан с делением на строки, то весь стих может иметь или форму монопалиндрома, т.е. читаться обратно не по строкам, а с самого конца текста к самому началу, ср.:

    Ной и вера – шанс у Сиона

    но Исус на шаре – Вийон

    (Д.Авалиани),

    или читаться в обе стороны по строкам – в таком случае создается многострочный палиндром – или перевертень в строгом понимании, ср.:

    Ад – жажда!

    Ад – жар, вражда!

    Ад гонит иногда.

    (В.Гершуни)

    Бывают также поэмы-полиперевертни, которые сами состоят или из монопалиндромов, или из монопалиндромов и строк-палиндромов. Так, монопалиндром Д.Авалиани об Исусе и Вийоне представляет собой лишь две заключительные строки стихотворного текста; над ним еще два четверостишья, каждое из которых является монопалиндромом.

    Коль скоро многострочный палиндром представляет собой стих, благодаря вертикальной организации в нем может возникать рифма (как в тексте В.Гершуни об «аде») и появляться единообразная метрическая организация. Поскольку структура палиндрома предполагает повтор согласных и гласных, очень распространенным явлением в подобных стихах-палиндромах оказываются аллитерации и ассонансы (графические и звуковые уподобления, подробнее см. ЗВУКОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕКСТА).

    Слоговая структура палиндрома заставляет авторов прибегать к лапидарной лексике и к предпочтительному использованию немногосложных словоформ, поэтому в русском палиндроме часто отсутствуют глагольные формы настоящего времени и используются краткие прилагательные. Синтаксические конструкции палиндрома отличает структурная краткость. В палиндромических конструкциях нередко возникают и окказионализмы – новые слова или формы слов, созданные в поисках точности реверса и глубины выражаемого смысла текста. Краткость и точность выражения в палиндромных текстах дополняется стремлением к эстетизации, символизации словесных сочетаний, чему способствует симметричная звуковая организация палиндромного стихотворения. Так, в приведенном ниже стихотворении Б.Гольдштейна обнаруживается такая необычная форма, как краткое относительное прилагательное березов (по типу бирюзов); форма серебрим может иметь двойственное прочтение (или как краткое страдательное причастие настоящего времени, или как форма глагола 1-го лица множественного числа). Все это придает палиндрому архаическую окраску:

    Сел в озере березов лес,

    сел лес,

    нося сон...

    Мир берест серебрим,

    мир зрим

    обуло грезой озер голубо.

    Сел в озере березов лес,

    луну дунул,

    лапу купал...

    А к долу лодка

    еле-еле

    лак резала зеркал.

    Поскольку сама форма палиндрома связана с повтором уже найденных «оборачиваемых» строк, то одним из показателей уникальности и новаторства палиндромного образования становится так называемый лексический коэффициент (ЛК), введенный А.Д.Эрлихом. Этот коэффициент отражает прямую зависимость степени «эстетичности» палиндрома от среднего количества букв в слове. В связи со слоговой структурой русской речи при подсчете учитываются однобуквенные лексические единицы, представленные гласными, и не учитываются служебные элементы, представленные одной согласной буквой. Таким образом, ЛК (он же коэффициент Эрлиха) есть результат отношения общего числа букв в анализируемом тексте или фрагменте к общему числу слов в нем (за вычетом однобуквенно-согласных предлогов и частиц): ЛК = Г/Л. Так, двустишие В.Рыбинского, имеющее ЛК = 5,6 и включающее неологизм

    Водоход доходов

    Неведом моде вен,

    по своим эстетическим характеристикам должно квалифицироваться выше, чем, например, двустишие П.Нагорских с ЛК = 3,4:

    Лит ум да лик и лад мутил.

    Мат, их носи и сон хитам...

    Как мы видим, в силу установки на выбор слов прежде всего по их формальным признакам в палиндромных текстах встречаются и даже соседствуют лексические единицы разных функциональных стилей языка, и полистилистика палиндромных форм нередко граничит со стилевой эклектичностью.

    Классификация палиндромов по степени сложности предполагает введение понятия оси палиндрома (или палиндромической оси) и оси перевертня (многострочного палиндрома). Такая ось представляет собой воображаемую линию, проходящую по букве или между буквами и разделяющую палиндромный текст так, чтобы буквы одной половины представляли собой реверс другой (образуются полупалиндромы). Введение понятия «оси» и его визуализация позволяют увидеть, что палиндром – «стих для глаза», однако сама ось многострочного палиндрома может проходить то по букве, то между буквами, как в поэме-перевертне В.Хлебникова:

    Центральная ось палиндрома делает явным то обстоятельство, что стихотворный палиндромический текст есть одновременно и особое произведение словесно-изобразительного искусства.

    Количественно сложность палиндрома определяется минимальным числом пробелов его полупалиндрома. Простейшим является палиндром с числом сложности, равным нулю, в котором один из полупалиндромов не содержит словоразделов и, соответственно, пробелов. Простейшим, например, будет палиндром В.Брюсова с осевой буквой «з»: Атака заката.

    Простой палиндром – это палиндром с числом сложности, равным 1, в котором осевая буква граничит с единственным пробелом. Такую структуру имеет, к примеру, строка В.Хлебникова Сетуй утес.

    Если осевая буква не граничит с единственным пробелом, то палиндром становится сложным и начинает характеризоваться степенью, или коэффициентом сложности. В сложных палиндромах такой коэффициент в арифметическом выражении совпадает с числом сложности. Так, палиндром М.Крепса Я – нем, худ, но | Он – дух меня имеет вторую степень сложности – два пробела в правом полупалиндроме; он сложный, поскольку ось проходит не по букве, а между буквами. Монопалиндром Б.Гольдштейна более сложен – он характеризуется уже шестой степенью сложности при осевой букве «ь»:

    Я нем и рад я,

    так, трамвай,