Содержание статьи
    Также по теме

    ЖЕНЕВСКАЯ ШКОЛА

    ЖЕНЕВСКАЯ ШКОЛА, одно из направлений лингвистического структурализма. Сложилось в Женевском университете (Швейцария) под влиянием идей Ф. де Соссюра. Ведущие представители Женевской школы – Ш.Балли и А.Сеше, работавшие вместе с Соссюром и издавшие в 1916 Курс общей лингвистики. В 1910–1940-е годы Балли и Сеше развивали идеи Соссюра, дополнив их рядом новых. К Женевской школе был близок С.О.Карцевский (1885–1955), связанный также с Пражским лингвистическим кружком. Позднее традиции Женевской школы развивали А.Фрей (1899–1980), Р.Годель (1902–1994), Р.Энглер и др.

    Лингвисты Женевской школы сохраняли верность идеям Соссюра, включая те, которые отвергались другими школами структурализма (например, о несистемном характере языковых изменений). В то же время они стремились очистить соссюровское учение от наиболее явных противоречий, дополнить его за счет анализа проблем, недостаточно рассмотренных в Курсе общей лингвистики. В частности, Сеше предлагал наряду с выделенными у Соссюра синхронной (статической) и диахронной (эволюционной) лингвистикой выделять особую «лингвистику организованной речи», что позволяло преодолеть двоякое понимание синхронии у Соссюра – как статичной системы и как определенного состояния языка. Согласно Сеше, язык в синхронии – это статичная система чистых отношений, однако он связан с предшествующей ему организованной речью; именно в организованной речи происходят все изменения, которые могут изменять систему языка.

    Балли разрабатывал проблематику, связанную с взаимоотношением языка и речи. Языковая система существует потенциально, для вхождения ее единиц в речь они должны быть актуализованы; например, слово в языке обозначает класс предметов или ситуаций, а в процессе актуализации связывается с некоторым конкретным предметом или конкретной ситуацией. Балли рассмотрел механизм процесса актуализации, выделив так называемые актуализаторы – специальные языковые средства, служащие этой цели: показатели времени, наклонения, артикли, указательные местоимения. Ученый разграничил также два типа языковых значений: обозначающие внеязыковую действительность и отношение к ней говорящего. Карцевский выдвинул идею «асимметричного дуализма», связанную с нетождественностью двух сторон языкового знака, постоянным противоречием между ними, находящим отражение в омонимии, синонимии и др.; преодоление одних противоречий ведет к появлению других, что обусловливает изменчивость знака.

    См. также ЛИНГВИСТИКА (ЯЗЫКОЗНАНИЕ, ЯЗЫКОВЕДЕНИЕ).

    Литература

    Балли Ш. Общая лингвистика и вопросы французского языка. М., 1956
    Балли Ш. Французская стилистика. М., 1961
    Сеше А. Три соссюровские лингвистики. – В кн.: Звегинцев В.А. История языкознания XIX и XX веков в очерках и извлечениях, ч. 2. М., 1965
    Карцевский С.О. Из лингвистического наследия. М., 2000