Содержание статьи
    Также по теме

    ГЕРБАРТ, ИОГАНН ФРИДРИХ

    ГЕРБАРТ, ИОГАНН ФРИДРИХ (Herbart, Johann Friedrich) (1776–1841), немецкий философ и педагог, считающийся одним из основателей современной педагогики. Родился в Ольденбурге 4 мая 1776. В Йенском университете в 1794 учился у И.Г.Фихте, а в Интерлакене в Швейцарии, где ему довелось служить наставником в 1797–1800, встретил реформатора системы образования И.Г.Песталоцци. С 1805 Гербарт – экстраординарный профессор Гёттингенского университета. В 1808 по рекомендации Александра фон Гумбольдта – натуралиста, путешественника и государственного деятеля – он занял кафедру педагогики и философии в Кёнигсберге (вслед за И.Кантом). В Кёнигсберге Гербарт оставался 24 года, пока не вернулся в 1833 в качестве профессора философии в Гёттинген. Умер Гербарт в Кёнигсберге 14 августа 1841.

    Взгляды Гербарта интересны тем, что, разработав теорию идей, иначе говоря, философию в духе Лейбница и Канта (основное ее понятие – «реал» – соединяет идею вещи в себе и идею монады), он затем принялся за разработку теории обучения идеям, т.е. педагогики. Как философия, так и педагогика Гербарта оказали значительное влияние на последующее развитие этих дисциплин. В психологии получило известность предложенное им понятие «массы апперцепции». Влияние Гербарта на систему высшего образования ощущалось в Австрии и в США вплоть до появления работ Д.Дьюи, где оно нашло выражение в подчеркивании значимости литературы и истории во времена, когда главным считалось изучение античных авторов и математики. Согласно методу обучения Гербарта, новые идеи следует преподносить таким образом, чтобы ученик ясно видел их связь с уже известными ему идеями. Известны т.н. 4 ступени обучения по Гербарту: ясность (или презентация), ассоциация, система (или обобщение), метод (или применение). Многочисленные труды мыслителя были опубликованы в 12 томах в 1850. Среди них наиболее известны: Психология как знание, вновь основанное на опыте, метафизике и математике (Psychologie als Wissenschaft, neu gegründet auf Erfahrung, Metaphysik, und Mathematik, 1824–1825); Идея Песталоцци об алфавите восприятия (Pestalozzis Idee eines ABC der Anschauung, 1802); Всеобщая педагогика (Allgemeine Pädagogik, 1806).

          ИОГАНН ФРИДРИХ ГЕРБАРТ

    Литература

    Гербарт И.Ф. Психология. СПб, 1875
    Гербарт И.Ф. Избранные педагогические сочинения, т. 1. М., 1940