Содержание статьи
    Также по теме

    ГРОТ, НИКОЛАЙ ЯКОВЛЕВИЧ

    ГРОТ, НИКОЛАЙ ЯКОВЛЕВИЧ (1852–1899), русский философ, психолог. Родился в Хельсинки 18 (30) апреля 1852. Окончил историко-филологический факультет Петербургского университета (1875). В течение нескольких месяцев находился в научной командировке в Германии, преподавал в Нежинском историко-филологическом институте. В 1879 защитил магистерскую диссертацию Психология чувствований в ее истории и главных основах. В этом исследовании Грот выступает как сторонник физиологического подхода к психической деятельности и в целом стоит на позитивистских позициях. В 1882 он защищает докторскую диссертацию К вопросу о реформе логики. В 1884 становится профессором Новороссийского университета в Одессе. С 1886 Грот – профессор Московского университета. Он был также председателем Московского психологического общества, редактором журнала «Вопросы философии и психологии» (с 1889). Умер Грот в с.Кочеток Харьковской губерии 23 мая (30) 1899.

    В своих диссертационных исследованиях и других работах первой половины 1880-х годов Грот выступал с последовательной критикой метафизики, в этической сфере ему были близки принципы утилитаризма (К вопросу о свободе воли, 1884). Логику он «реформировал» в направлении психологизма, связывая ее познавательные функции с изучаемыми психологией особенностями умственной деятельности. Историко-философский интерес к философии Возрождения (в первую очередь к пантеизму Джордано Бруно) спровоцировал своего рода «метафизический поворот» в творчестве Грота. О существенном отходе от позитивистских установок свидетельствуют его работы: Джордано Бруно и пантеизм (1885) и О душе в связи с современными учениями о силе (1886).

    Грот фактически переходит от резкой критики метафизики к ее обоснованию, видя в ней основу философского знания и его важнейший научно-умозрительный элемент (статья Что такое метафизика?, 1890). Собственную позицию он определил как «монодуализм», подчеркивая тем самым стремление избежать «крайностей» монистической традиции в философии, причем как в идеалистическом, так и в материалистическом вариантах. Грот был склонен к плюралистической метафизике, признающей наличие нескольких субстанций, находящихся в сложных иерархических отношениях. В сочинениях Грота «метафизического» периода важную роль играет идея силы. Это понятие он считал приложимым как к физическим, так и к духовным процессам. Однако активное, творческое начало мира имеет своим источником силу духовную. Материя же представляет собой пассивное начало. В своей нравственной философии Грот опирался на этические и метафизические идеи А.Шопенгауэра (Основания нравственного долга, 1892; Устои нравственной деятельности, 1895). В трактовке Грота «мировая воля» приобретает черты идеального и даже нравственного начала мира, а в конечном счете совпадает с «мировой любовью». В последние годы жизни Грот постоянно обращается к проблемам психологии (К вопросу о значении идеи параллелизма в психологии, 1894; Основания экспериментальной психологии, 1895; Понятие души и психической жизни в психологии, 1897).

    Литература

    Грот Н.Я. Психология чувствований в ее истории и главных основах. СПб, 1879–1880
    Грот Н.Я. Джордано Бруно и пантеизм. Одесса, 1885
    Грот Н.Я. Философия и ее общие задачи. СПб, 1904
    Н.Я.Грот в очерках, воспоминаниях, письмах товарищей, учеников, друзей и почитателей. СПб, 1911