Содержание статьи
    Также по теме

    ИГРА

    ИГРА – вид непродуктивной деятельности, где основной мотив лежит в удовольствии, связанном не только с результатом, но и с самим процессом деятельности. Играют не просто с удовольствием, но ради удовольствия, доставляемом игрой. Игра не зависит от полезной непосредственной цели, она противоположна работе, труду, делу, и в этом смысле она «несерьезна». Сами же участники игры могут к ней относиться с полной серьезностью, например, к игре в шахматы. По своей сущности игра не эстетична, она не комична и не трагична, хотя может обладать определенным эстетическими качествами, например изяществом и красотой. Она на знает различения истины и лжи, добра и зла, в ней не заключено религиозной функции и правовых норм, хотя игровое начало присутствует в самых различных формах культуры, в том числе и в искусстве, религии, науке, праве и др.

    Можно выделить несколько основных формальных признаков игры. В первую очередь игра – это свободная деятельность. Игра по принуждению уже не игра, а имитация, воспроизведение игры, вызывающее скуку или активное неудовольствие. Особый случай – игра профессионалов (например, футболистов). Они относятся к своей игре как к работе, иногда как к творчеству с присущим этим видам деятельности спектром чувств. Не существует физической необходимости играть или моральной обязанности, по крайней мере у взрослого человека, который может обойтись и без игры. Человек играет тогда, когда у него возникает желание играть, он может отложить игру, или она может вообще не состояться.

    Свобода от физической и моральной необходимости, от реальных житейских нужд выделяет игру из «обыденной» жизни, как бы изолирует ее в некий условный, относительно самостоятельный микромир. В этом микромире своя направленность, свои интересы, не совпадающие с интересами и нуждами «обыденной» жизни. По отношению к ним игра носит незаинтересованный характер. Она вклинивается в реальный процесс жизни как временное действие, занятие во время отдыха и ради него.

    Изолированность игры обусловлена тем, что она «разыгрывается» в собственных рамках времени и пространства. Игра в определенный момент начинается и заканчивается. Игровое пространство заранее обозначается, материально (футбольное поле, шахматная доска и т.п.) или условно, идеально (в большинстве детских «ролевых» игр, в карточной игре и др.).

    Внутри игрового времени и пространства царит собственный и безусловный порядок, отклонение от него лишает игру собственного характера. Порядок выражается в том, что у каждой игры свои правила, безусловно обязательные, не подлежащие сомнению. Правила могут быть изменены, но они должны быть. Играть надо «честно», по правилам.

    Игра занимает важное место в жизни человека, выполняя необходимые и полезные функции. Какую потребность удовлетворяет игра? На этот вопрос даются различные ответы: потребность выхода избыточной жизненной силы; подчинение врожденному инстинкту подражания; потребность в отдыхе и развлечениях; предварительная тренировка перед серьезными делами в будущей жизни; упражнение в самообладании; врожденная потребность в двигательной активности, в стремлении что-то совершить, что-то уметь; стремление к главенству или соперничеству; компенсация вредных побуждений; восполнение монотонной односторонней деятельности или невыполнимых в реальности желаний.

    Объединяет все эти ответы, объясняющие происхождения игры, указание на врожденный, инстинктивный, биологический источник игры. Подтверждение этому находят в том, что играют не только люди, но и высшие животные, а игры детей младенческого возраста у всех без исключения разных народов одинаковы, что говорит об их биологической основе. По мере социализации человека биологические функции игры приобретают культурные формы.

    Различные ответы на вопрос о функциях игры не противоречат друг другу, фиксируя многофункциональность этой деятельности. Но есть ли среди разных функций главная, интегрирующая все остальные?

    Человеческий организм (да и высших животных) устроен так, что он воспринимает гораздо больше влечений, раздражений, чем он может осуществить в своем поведении. Нервная система похожа на станцию, к которой ведут пять путей (органов чувств) и от которой отходит только один. Ч.С.Шеррингтон сравнивает нашу нервную систему с воронкой, которая обращена широким отверстием к миру и узким отверстием к действию. Неосуществившаяся часть жизни создает функциональную избыточность мозга – источник напряжения, требующего выхода и разрядки. Главная функция игры состоит в том, чтобы реализовать такую разрядку, снять различного рода жизненные напряжения (физические, психические, духовные). Как она это делает? Каков механизм этой функции?