Содержание статьи
    Также по теме

    РОДЖЕРС, КАРЛ

    РОДЖЕРС, КАРЛ (Rogers, Carl) (1902–1987), американский психолог, психотерапевт, один из основоположников гуманистического направления в психологии, основатель недирективного, клиенто-центрированного (ориентированного на клиента) подхода.

    Родился 8 января 1902 в Оук-Парке (шт. Иллинойс). Был четвертым из шести детей Уолтера Роджерса и Джулии Кашинг. По словам Роджерса, это была замкнутая семья со «строгой, бескомпромиссной религиозно-этической атмосферой, где преклонялись перед добродетелью упорного труда». Мальчик рос застенчивым и чувствительным. Благодаря навыкам беглого и правильного чтения, в 1909 был принят сразу во второй класс школы (в этой же школе учился Э.Хемингуэй, а его отец преподавал естествознание). Тогда же Роджерс познакомился с Хелен Элиот, ставшей затем его женой. Когда ему исполнилось 12 лет, семья купила ферму. Там Роджерс увлекся разведением и изучением ночных бабочек, читал труды по сельскому хозяйству и получал первые представления о практических и научных методах исследования.

    КАРЛ РОДЖЕРС

    Поступил в 1919 в университет шт. Висконсин на сельскохозяйственный факультет, но, готовясь к будущей духовной профессии, занялся историей и получил по ней степень бакалавра.

    В 1922 Роджерс в составе делегации Молодежной христианской ассоциации полтора года провел в Китае. В книге Взгляд на психотерапию. Становление человека (On Becoming a Person, 1961) Роджерс писал: «Я увидел, как страшно ненавидели друг друга французы и немцы, хотя сами по себе они были очень приятными людьми». Он разочаровался во взгляде на человека через призму какой бы то ни было конфессии. Взгляд Роджерса оказался шире и гуманистичнее религиозного, что отразилось как на его теории, так и на практической деятельности. Долгие годы Роджерс находился под влиянием семьи, которая настаивала на духовном поприще, и только будучи уже зрелым человеком, он смог освободиться от ее давления и выбрать свой путь. Это осложнило его отношения с родителями, но способствовало профессиональному становлению. Свобода от давления авторитетов сделала возможным разработку оригинального направления в условиях критики со стороны профессионалов.

    В 1924 поступил в теологическую семинарию г.Юнион, славящуюся либеральными взглядами. Там участвовал в студенческом кружке, большинство студентов которого «отказались от религии», в том числе и Роджерс. Он искал область знания, где «свобода его мысли ничем не будет ограничена», и увлекся психологией. Посещал лекции Колумбийского педагогического университета, занимался философией образования под руководством У.Килпатрика, стал клиническим психологом в детской клинике. Был интерном в институте помощи детям (занимался диагностикой и консультированием клиентов по вопросам развития ребенка). После интернатуры Роджерс 12 лет работал психологом в Обществе предотвращения жестокого обращения с детьми с несовершеннолетними преступниками и детьми из малообеспеченных семей. Во время этой работы складывались его собственная теория и методы – клиенто-центрированный подход. В 1939 вышла книга Клиническое лечение трудного ребенка (Clinical Nreanment jf Problem Child). С этим периодом совпало ранее детство сына и дочери Роджерса. В книге Взгляд на психотерапию. Становление человека Роджерс пишет, что благодаря жене, становился все более понимающим родителем, и они вместе гордятся тем, что могут «интимно, по-настоящему» общаться с уже взрослыми детьми и их супругами.

    В 1940 Роджерса пригласили в государственный университет шт. Огайо на должность профессора. В этом же году была опубликована его статья Процесс терапии (The Processes of Therapy, 1940), вызвавшая полемику. В 1942 вышла книга Консультирование и психотерапия (Counselling and Psychotherapy, 1942), в которой был изложен и разработан подход к новому направлению психотерапии, известному как «недирективное консультирование».

    В 1945 при Чикагском университете Роджерс открыл консультативный центр, где на практике применял направление терапии, «центрированной на клиенте». Отражением этой работы стала книга Клиент-центрированная терапия (Client-Centered Therapy: Its Current Practice, Implications, and Theory, 1951). Работая в Чикагском университете, избирался президентом Американской ассоциации прикладной психологии (1945–1946), Американской психологической ассоциации (1946–1947), Американской академии психотерапевтов (1956–1957).

    С 1957–1961 в Висконсинском университете Роджерс вел курсы психиатрии и психологии. Новых подход к преподаванию изложен в работе Свобода учиться (Freedom to Learn: A View of What Education Might Become, 1969).

    В 1961 выходит самая известная книга Роджерса Взгляд на психотерапию. Становление человека (On Becoming a Person, 1961), в которой он обобщает свой терапевтический опыт за 10 лет.

    В 1964 работал в Западном институте поведенческих наук г.Ла-Хоя (La Jolla), а с 1968 там же руководил Центром по изучению личности.

    С 1950-х Роджерс – один из ведущих представителей гуманистического направления – «третьей силы» в психологии (А.Маслоу). В 1960-е годы Роджерс стал лидером движения, получившего название «групп встреч» (групповой психотерапии). Известна его книга Карл Роджерс о группах встреч (Carl Rogers on Encounter Groups, 1970) (см. также ГРУППА ВСТРЕЧ; ГРУППОВАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ). В 1970-ые Роджерс, используя метод групповой психотерапии, пытался решать проблемы международных и этнических конфликтов. Он проводил лекции и группы встреч во многих странах мира (Мексика, Австрия, Бразилия, Великобритания, Германия, Испания, Италия, Япония, Южная Африка, Швейцария и др.), в т.ч. в 1986 посетил СССР, что оказало большое влияние на развитие психотерапии и психологического консультирования в России.

    Карл Роджерс заменил понятие «пациент» понятием «клиент», что значительно изменило акцент в психотерапии. Пациент – больной, который не может знать причину беспокойства и способы лечения, ему необходима помощь профессионала-психотерапевта. Клиент же – активный участник психотерапевтического процесса. Клиент знает себя лучше, чем терапевт, и поэтому терапевт следует за клиентом, «отражая» как в зеркале, его чувства и представления для того, чтобы клиент мог увидеть и понять себя. Терапевт «демонстрирует безусловное принятие клиента как человека, который способен самостоятельно строить свою жизнь». Они вместе ищут решение проблемы, какой она видится клиенту.

    Такой подход основан на гуманистическом представлении о человеке: принципе ценности и уникальности человеческой личности, имеющей природное позитивное начало, и принципе самореализации. Ядро человека – «позитивная, продвигающаяся вперед, конструктивная, реалистичная, достойная доверия» сущность. Движение вперед (стремление к сохранению и укреплению достигнутого и к жизни-процессу (но не к завершениям и стабильным состояниям)) является естественным. Опираясь на существующие на тот момент теории и свой практический опыт К.Роджерс создает теорию личности. В течение жизни человек приобретает опыт, складывающийся из переработанных восприятий (символизированный опыт). Такой опыт уникален, индивидуален и в полной мере доступен только самому человеку. Он образует «феноменальное (перцептивное) поле», являющееся для индивида реальностью, на которую реагирует его организм. Таким образом, восприятие играет решающую роль в определении поведения. Некоторая часть перцептивного поля образует систему «Я» в результате взаимодействия (в особенности оценочного) со средой и с другими людьми. Система представлений о себе и окружающей среде – «Я-концепция». На поведение человека влияет организм и «Я-концепция». Если сенсорные и висцеральные (относящиеся к внутренним органам) опыты организма (тенденции) допускаются к осознанию и согласуются со структурой «Я», то личность – интегрированная (целостная), конгруэнтная («Я-концепция» соответствует опыту) и тенденция к реализации себя осуществляется.