Содержание статьи
    Также по теме

    СЕМЕЙНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

    СЕМЕЙНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ – направление современной психотерапии.

    Как сделать человеческий мир и людей, его населяющих, благополучнее? Специалисты разных областей знания будут по-разному отвечать на этот вопрос. Экономисты скажут, что для этого следует произвести изменения в экономической структуре общества, религиозные деятели будут подчеркивать необходимость духовно-нравственного просвещения и т.п. Среди всего многообразия специалистов-социогуманитариев есть и такие, которые скажут, что самым эффективным средством помощи отдельному человеку, всем социальным структурам и человечеству в целом является семья. Эти специалисты – семейные психотерапевты.

    В качестве пациента для семейного терапевта выступает не индивид, не профессиональная группа, а целая семья.

    Как самостоятельное направление психологической помощи семейная терапия возникла в 50-е годы 20 в. (Дж.Белл, Н.Аккерман, Х.Мидельфорт, Т.Лидз, Л.Винн, М.Боуэн, К.Витакер, Г.Батесон, Дж.Хейли, В.Сатир и др.), преодолев односторонние ориентации традиционной психотерапии либо на личность, либо на социум.

    Было доказано, что семья, если ее подтолкнуть в нужном направлении и «запустить» ее положительные силы, способна сама, на основе собственных внутренних ресурсов, помочь своим членам. Тот член семьи, отклоняющееся поведение и психологические проблемы которого являются непосредственным поводом обращения семьи к психотерапевту, называется «идентифицированный клиент» (identified client).

    Данный индивид является своеобразным «козлом отпущения» семьи, взявшим на себя и проявляющим в своем поведении негативность и дисфункциональность внутрисемейных взаимоотношений. В процессе работы с семьей психотерапевт перестраивает систему внутрисемейных коммуникаций, преодолевая ее негативные стороны и помогая не столько «идентифицированному пациенту», сколько семье в целом.

    Психопатологические симптомы рассматриваются семейными психотерапевтами как проявление неадекватных внутрисемейных отношений, проявляющихся в специфических правилах, мифах и образцах взаимодействия.

    Причина аномалий видится в особенностях семейной системы, и для того, чтобы произвести позитивные психологические изменения в семье, психотерапевту необходимо прежде всего модифицировать саму систему, а не поведение составляющих ее индивидов. Часто возникает своеобразная ситуация «запутанного клубка» (enmeshment – понятие, введенное С.Минухиным) – определенная структура внутрисемейных взаимоотношений, где не поддерживаются индивидуальные различия и границы между семейными подгруппами, отдельные члены не могут действовать независимо друг от друга, а семейные связи переплетены и запутаны. В семьях с ситуацией «запутанного клубка» часто наблюдаются психосоматические расстройства, приступы паники и тревожности.

    Противоположность семьи «запутанный клубок» – «разъединенная семья». Здесь имеет место очень плохая чувствительность членов семьи друг к другу и чаще всего возникают проблемы с алкоголем, наркотиками, и дети часто становятся малолетними преступниками.

    Еще одно понятие, которое семейные терапевты используют для характеристики дисфункциональной семьи – «двойная связь» (double bind), суть которого состоит в том, что «значимый другой» (например, родитель) передает человеку одновременно два сообщения, одно из которых отрицает другое. При этом индивид не имеет возможности высказаться По-поводу полученных им сообщений, чтобы уточнить, на какие из них он должен реагировать, поэтому постоянно пребывает в состоянии неуверенности, и, одновременно, не может выйти из ситуации, в которую попал. Например, мальчику говорят, что он должен быть смелым, мужественным, добиваться успеха во всем, и в то же время ругают и наказывают за проявление этих качеств. Такое программирование поведения ребенка может привести к его отстраненности от реальности и уходу в себя, появлению психопатологических симптомов (см. СЕМЕЙНАЯ ПСИХОЛОГИЯ).

    Семейный психотерапевт пользуется специальными методическими приемами, которые называются техниками семейной терапии. Большинство таких техник заимствовано из общей психотерапии. Но помимо этого разработаны оригинальные методики. В частности, к ним относятся следующие:

    – «Циркулярное интервью» (circular interview) – психотерапевт спрашивает одного из членов семьи, как относятся друг к другу двое других. В отличие от прямых вопросов о внутрисемейных взаимоотношениях, такая техника дает более существенную информацию как психотерапевту, так и семье, и вследствие этого имеет хороший психотерапевтический эффект).

    – «Позитивная коннотация» (positive сonnotation) – положительное переопределение симптома, с которым приходит семья. Осуществляется семейным терапевтом таким образом, чтобы само знание о нем имело психотерапевтический эффект. Трудности и проблемы при этом не преуменьшаются, но семья побуждается к тому, чтобы рассматривать их как «друзей», указывающих выход из сложной ситуации.

    – Включенное супервидение (live supervision) позволяет семейному терапевту в процессе работы с семьей посоветоваться с коллегами-советниками, которые находятся за односторонним зеркалом, и могут неявно наблюдать за происходящим.

    Из основных концептуальных направлений в современной семейной терапии прежде всего следует назвать системный подход в его многочисленных вариантах.

    В теории семейных систем Мюррея Боуэна утверждается, что члены семьи часто из-за груза прошлого не могут действовать независимо друг от друга, что собственно и приводит к внутрисемейной дисфункциональности. Роль семейного терапевта здесь подобна позиции тренера, который учит членов семьи дифференцироваться во внутрисемейном общении.

    Другим вариантом системного подхода является структурная семейная терапия С.Минухина, направленная прежде всего на преодоление неадекватной близости и стирания границ между членами семьи («запутанный клубок»). Исходит из того, что семейная система является дисфункциональной из-за ее конкретной организации – а не из-за ее истории. Прошлое не является предметом рассмотрения структурных терапевтов, усилия которых направлены на изменения актуальной структуры альянсов и коалиций членов.

    Стратегическая семейная терапия (Дж.Хейли, К.Маданес, П.Вацлавик, Л.Хоффман и др.) является наиболее распространенным в настоящее время вариантом системного подхода, который характеризуется активными попытками терапевта сделать членов семьи ответственными друг за друга, встречами с членами семьи отдельно, формированием терапевтических альянсов и применением техник парадоксальной интервенции.

    Парадоксальные техники состоят в принятии психотерапевтом тех образцов поведения, которых придерживаются клиенты, и в их преднамеренном преувеличении. Например, психотерапевт может посоветовать матери, ребенок которой отказывается что-то делать, стать гораздо больше беспомощной и неадекватной, чем ее чадо, стимулируя последнего к деятельной позиции. Таким образом парадоксальному поведению и коммуникациям в семье противопоставляются парадоксальное (контрпарадоксальное) поведение психотерапевта. Клиенты помещаются в условия терапевтической «двойной связи» (см. выше), где, они, подчиняясь предписаниям семейного терапевта, кооперируются с ним, а не, наоборот, контролируют его поведение или манипулируют им.

    Миланская школа системной семейной психотерапии иногда выделяется в составе стратегической семейной терапии, а иногда как самостоятельное направление системного подхода. Патологические семьи с точки зрения этого подхода характеризуются т.н. «семейными играми», т.е. стремлениями каждого члена семьи определить отношения с другими в своих собственных терминах. Подобные игры основаны на ошибочном убеждении, что существует возможность осуществлять односторонний контроль над межличностными отношениями. В действительности главное правило игры состоит в том, что выиграть не может никто и никогда, так как систему циркулярных взаимоотношений нельзя контролировать.