Содержание статьи
    Также по теме

    БО ХУ ТУН

    БО ХУ ТУН. Отчет [о дискуссии в Зале] Белого тигра, Диспут в Зале Белого тигра. Другое название — Бо ху тун и (Исчерпывающий отчет [о дискуссии в Зале] Белого тигра), Бо ху тун дэ лунь (Рассуждения о благодати/добродетели [в Зале] Белого тигра). Энциклопедическое сочинение, составленное китайским ученым-историком Бань Гу по повелению императора Чжан-ди династии Восточной Хань на основе материалов второй придворной дискуссии (79 до н.э.) об истолковании канонической литературы – Пяти канонов, У цзин (первая состоялась в 81 до н.э. в Палате Каменного канала – Шицюйгэ). В этой дискуссии между различными направлениями учения о канонах победила «школа текстов новых письмен», выработавшая официальную интерпретацию конфуцианства. Зафиксировавший ее в катехизисной форме Бо ху тун до эпохи Цин (1644–1911) сам квалифицировался как канон, хотя в значительной мере отражал «апокрифическую» (вэй3) традицию. В 18 в. в связи с развитием «школой текстов старых письмен» научно-критической текстологии он был признан неортодоксальным и отнесен к разряду цза цзя («эклектических» памятников). Современный текст Бо ху тун, восходящий к печатному изданию 1305, состоит из 43 пяней (глав). Изложенное в нем учение представляет собой основанный на нумерологической методологии (сян шу чжи сюэ) всеобъемлющий синтез этики и космологии, в котором строго регламентированный социальный порядок выступает как средство гармонизации человеческой жизни с устройством мироздания. Главная ответственность за это лежит на государе – Сыне Неба, являющемся посредником между Небом (тянь) и Поднебесной, носителем и распространителем высшей духовно-нравственной «благодати» (дэ1).

    Литература

    Древнекитайская философия. Эпоха Хань. M., 1990
    Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994