Содержание статьи
    Также по теме

    БУИССОН, ФЕРДИНАНД

    БУИССОН, ФЕРДИНАНД (Buisson, Ferdinand) (1841–1932) – французский государственный и общественный деятель, правозащитник и педагог. Лауреат Нобелевской премии мира (1927), присужденной за вклад в дело примирения Германии и Франции.

    Родился в Париже 20 декабря 1841 в протестантской семье. Отец был судьей трибунала г. Сант-Этьенн в центральной Франции. Фердинанд окончил коллеж д'Аржантэн и продолжил свое обучение в лицее Сант-Этьенн, но из-за смерти отца был вынужден оставить школу и начал работать. Позже завершил среднее образование в знаменитом парижском лицее Кондорсе.

    Окончил философский факультет Парижского университета, получив степени бакалавра и магистра философии. В 1892 защитил в Сорбонне докторскую диссертацию по литературе.

    В 1866 отказался приносить клятву на верность Наполеону III и, соответственно, лишился возможности преподавать. Уехал в Швейцарию, где с 1866 по 1971 преподавал в Невшательской академии (Academie de Neuchatel).

    В 1867 участвовал в Женевском мирном конгрессе, стал одним из организаторов Международной лиги за мир и свободу. В изгнании Буиссон публикует один из своих основных трудов: Преодоление войны через образование (L'Abolition de la guerre par l'instruction).

    В 1871 возвратился во Францию и стал работать в сфере образования. Позже был назначен государственным инспектором учреждений начального образования. Его неуважение к Библии, радикальные статьи и памфлеты, безусловная поддержка светского образования – все это вызвало волну недовольства и, вскоре, под давлением консерваторов, он ушел в отставку.

    Однако через непродолжительное время возвратился в министерство в качестве секретаря специальной комиссии по начальному образованию. Делегатом министерства народного образования участвовал в Венской и Филадельфийской образовательных выставках.

    В 1878 Жюль Ферри (в то время – министр образования) назначил Буиссона генеральным инспектором начального образования, а в 1879 – директором департамента начального образования. Буиссон находился на этом посту вплоть до 1896 и, совместно с Ферри, способствовал укреплению позиций светского образования во Франции.

    Свою академическую карьеру продолжил, редактируя словарь по педагогике и начальному образованию. В 1896 стал главным редактором известного педагогического журнала («Manuel general d'instruction primaire») C 1896 по 1902 являлся профессором педагогики в Сорбонне.

    «Дело Дрейфуса» привело Фердинана Буиссона в большую политику. Он был одним из первых французов, вставших на защиту несправедливо обвиненного в измене капитана Дрейфуса.

    Участвовал в создании в 1898 Лиги прав человека, а в 1913 стал ее президентом.

    В 1902–1914 являлся депутатом Национальной ассамблеи от департамента Сена, по политической принадлежности был радикал-социалистом. Выступал в поддержку обязательного светского обучения, принципа пропорционального представительства. Организовал парламентскую комиссию в поддержку всеобщего избирательного права, возглавлял комитет по вопросам отделения церкви от государства и был заместителем председателя комитета по разработке социального законодательства.

    В 1919 вновь избран депутатом. Критически отнесся к Версальскому договору, но поддержал идею создания Лиги Наций, увидев в ней эффективный миротворческий институт.

    В 1921 Буиссон попытался объединить левые силы в единый блок – Лигу в поддержку республики. Однако Лига не помогла его переизбранию. В 1924 он покинул парламент, став муниципальным советником в департаменте Уаз.

    Преклонный возраст не помешал ему заниматься миротворческой деятельностью. Сторонник сближения Германии с Францией, он ездил в Германию с лекциями, призывая немцев и французов к примирению. Денежную часть своей Нобелевской премии 1927 он передал различным пацифистским организациям.

    Скончался от сердечного приступа 16 февраля 1932 в своем доме в Тийолуа-Сен-Антон, в департаменте Уаз.

    Основные труды: Buisson, Ferdinand, La Constitution immediate de la Societe des Nations. Paris, Ligue, des droits de l'homme et du citoyen (1908); Dictionnaire de pedagogie et d'instruction primaire. 4 Tomes. Paris, Hachette, 1878–1887; La Foi laique: Extraits de discours et d'ecrits, 1878–1911. Paris, Hachette, 1912; La Politique radicale: Etude sur les doctrines du parti radical et radical-socialiste. Paris, Giard et Briere, 1908.

    Данила Бочкарев

    Литература

    Talbott, John E. The Politics of Educational Reform in France, 1918–1940. Princeton, N.J., Princeton University Press, 1969