Содержание статьи
Также по теме

ДЕЛЬФЫ

ДЕЛЬФЫ, культовый центр и город в Фокиде, где находился наиболее прославленный оракул Древней Греции. Дельфы расположены примерно в 7 км севернее Коринфского залива на южном склоне горы Парнас, на высоте почти 600 м над у.м. Здесь, в изрезанной горной лощине, над которой возвышаются две трехсотметровые скалы Федриады (греч. «сияющие»), сходящиеся под тупым углом выше Дельф, из-под земли пробивается Кастальский ключ, дающий начало потоку, который протекает восточнее святилища и впадает в реку Плейст. Угрюмость и величественность, характерные для здешнего ландшафта, несомненно, сыграли свою роль в основании оракула. Считалось, что в Дельфах находится центр Вселенной, точное место которого было отмечено Омфалом (греч. «пуп»), камнем, имевшим форму половины яйца. В этой точке, как утверждает легенда, встретились два орла, посланные Зевсом с западного и восточного концов Земли.

С глубокой древности значение Дельф выходило далеко за пределы собственно Греции. Властители Малой Азии, Северной Африки и Сицилии обращались к оракулу за советом и действовали согласно его изречениям. Благодаря приношениям богомольцев Дельфы скопили огромные богатства. Дельфийская амфиктиония, образованная вокруг Дельф федерация независимых греческих государств, являлась связующим звеном всего грекоязычного мира и отчасти противостояла центробежным силам, которые на протяжении всей античности препятствовали объединению Греции в единое государство.

 РАЗВАЛИНЫ МРАМОРОГО ТОЛОСА (ок. 400 до н.э.) в Дельфах. IGDA/G. Dagli OrtiРАЗВАЛИНЫ ХРАМА АПОЛЛОНА В ДЕЛЬФАХ. Реконструкция храма, выполненная французскими археологами в 1939–1940. IGDA/G. Dagli OrtiВЫСОКАЯ МРАМОРНАЯ КОЛОННА, УВЕНЧАННАЯ КОЛОССАЛЬНЫМ СФИНКСОМ, была обнаружена в Дельфах в нижней части склона горы Парнас. IGDA/G. Dagli Orti

С происхождением дельфийского оракула связаны различные мифы. Место это называлось первоначально Пифон, в честь обитавшего здесь дракона (или драконши), которого Аполлон сразил, будучи всего пяти дней от роду. В память об этом событии каждые четыре года праздновались Пифийские игры, а Аполлон получил эпитет Пифийского. Традиция и данные археологии согласны в том, что вначале оракул принадлежал богине Земли Гее, и таинственная буква Е, начертанная над входом в храм, может быть древним символом Геи, восходящим еще к догреческому алфавиту. В культе участвовал также и Дионис; рассказывалось и о том, что священный треножник у Аполлона оспаривал Геракл. Культ существует здесь по крайней мере с микенской эпохи, с 1400–1100 до н.э. В позднейшие исторические периоды оракул изрекала жрица-пифия, которая, прежде чем занять место на пророческом треножнике во внутреннем святилище храма, пила священную воду из источника Кассотида и жевала листья священного лавра. При храме состояла целая коллегия пророков и толкователей, которые облекали неясные восклицания пифии в стихотворную форму.

По мере того как возрастало богатство оракула, учащались и вооруженные конфликты. В 596 до н.э. Афины и Сикион объявили Священную войну городу Крисе, жители которого владели дорогой к святилищу и обирали паломников, приходивших к божеству за советом. Город был разрушен, плодородные долины Крисы, прославленные своими оливковыми рощами, вошли в состав владений храма. Во время греко-персидских войн в 490–479 до н.э. оракул занимал поначалу неопределенную позицию, но, когда персы приблизились к Дельфам, бог чудесным образом вмешался, устроив землетрясение. На захватчиков обрушились обломки скал, так что до Дельф они не дошли. Святилище и его сокровищница понесли существенный урон во время 3-й Священной войны 355–346 до н.э., когда оракул и плодородные долины Крисы были захвачены и разграблены фокейцами. 4-я Священная война (339–338 до н.э.) дала повод вмешаться Филиппу Македонскому, в результате чего греческие полисы утратили свою независимость.

В 279 до н.э. в Дельфы вторглись галлы, но они, как утверждает традиция, подобно персам двумя столетиями прежде, не были допущены до святилища благодаря вмешательству Аполлона. Римский полководец Сулла конфисковал сокровища храма в 86 до н.э., чтобы выплатить жалованье солдатам, а об императоре Нероне сообщается, что он вывез отсюда в Рим 500 статуй. Тем не менее, когда ок. середины 2 в. н.э. Дельфы посетил Павсаний, весь священный участок представлял собой огромный музей скульптуры под открытым небом. Подробное описание Дельф, имеющееся у Павсания, позволило идентифицировать многие здания и памятники, обнаруженные в ходе раскопок.

Константин Великий, первый христианский император, перевез в Константинополь, наряду с другими памятниками, колонну, образованную тремя переплетенными бронзовыми змеями с золотым треножником наверху, которую греческие города возвели после победы над персами при Платеях в 479 до н.э., и установил ее там на ипподроме (где она и остается до сих пор, разумеется, без треножника, похищенного крестоносцами). Язычники продолжали обращаться к оракулу вплоть до его официального закрытия в 390 н.э. императором Феодосием, который запретил все языческие культы в Греции.

Раскопки.

В 19 в. среди домов деревни Кастри, возникшей на руинах древнего святилища, производились несистематические раскопки. В 1892 Французская археологическая школа в Афинах приступила к систематическим раскопкам, предварительно перенеся деревню на 1,6 км к западу. Раскопки развернулись вокруг двух центров – святилища Аполлона к северу от современной дороги и в Мармарии (здесь находилось святилище Афины Пронайи) в 0,8 км к юго-востоку. Дельфийский храмовый комплекс, обнесенный со всех сторон стенами, представлял собой в плане неровный прямоугольник, круто взбегавший по склону к северу. Главный вход находился у юго-восточного угла, в него попадали с вымощенной в римскую эпоху площадки, украшенной с севера колоннадой. Начинающаяся от входа Священная дорога зигзагом поднимается по склону, она была вымощена мраморными плитами и с обеих сторон уставлена памятниками. Первым слева посетитель видел сооруженное ок. 460 до н.э. приношение афинян за победу в Марафонской битве. Его украшали 16 статуй богов и афинских героев, в том числе Мильтиада. Справа за входом стоял бронзовый бык, дар жителей Керкиры в благодарность за чудесный улов тунца; после него шел значительных размеров памятник, сооруженный спартанцами в честь их победы над афинянами с союзниками при Эгоспотамах в 405 до н.э.; перед ним стояли в ряд 9 бронзовых статуй, посвященных Аполлону аркадянами (уже за победу над Спартой в 370 до н.э.). Далее две полукруглые экседры (левая – 6 в. до н.э., правая – конец 6 или 5 в. до н.э.) по обеим сторонам дороги служили цоколем для статуй аргосских царей и героев. Все это – настоящие памятники вражды, раздиравшей греческие государства.

Немного не доходя до первого поворота дороги, примерно в 75 м от входа по левую сторону обнаружены остатки сокровищницы жителей Сикиона (конец 5 в. до н.э.). Это было маленькое, похожее на храм здание, предназначенное для хранения даров божеству. От него уцелел лишь фундамент, но под ним обнаружены остатки древнего (ок. 580 до н.э.) толоса, круглого сооружения дорического ордера. Найденные здесь скульптурные рельефы с того же толоса являются одним из наиболее ранних образцов архаического искусства в Дельфах. Немного далее по обе стороны дороги находятся фундаменты двух других сокровищниц, построенных на средства жителей города Книд и обитателей острова Сифнос. В хорошо сохранившейся во всех главных деталях сокровищнице сифносцев ионического ордера (ок. 525 до н.э., недостающие части фасада реконструированы в музее из гипса) архитрав вместо колонн поддерживали две величественные кариатиды.