Содержание статьи
    Также по теме

    ДЕЛОС

    ДЕЛОС (совр. Дилос), один из Кикладских островов в Эгейском море (4,5 км в длину, наибольшая ширина 1,3 км, площадь 3,4 кв.км), ныне практически необитаем. Согласно мифу, некогда Делос был плавучим островом, блуждавшим по морям, пока Зевс не повелел Посейдону закрепить его на месте, с тем чтобы на нем могла укрыться и разрешиться от бремени Лето, которая и родила здесь, вблизи Священного озера, близнецов Аполлона и Артемиду. Обнаруженные при раскопках предметы, относящиеся к раннему бронзовому веку, показывают, что люди появились на Делосе в III тысячелетии до н.э. Возможно, еще в 10 в. до н.э. Делос был колонизирован ионийцами, превратившими его в центр культа Аполлона, где ежегодно проводились великолепные ионийские празднества. Эпоха наибольшего величия Делоса приходится на 8 и 7 вв. до н.э., когда он являлся религиозным и политическим центром союза ионийских государств (Делосской амфиктионии). В качестве столицы Делосского союза, основанного в 478–477 до н.э. под эгидой Афин, остров стал объединяющим звеном греческой демократии и хранилищем казны союза. Даже после того, как в 454 до н.э. казна была перенесена в Афины и Делосский союз начал превращаться в Афинскую архэ, Делос сохранил свое религиозное значение. Правивший в Афинах во второй половине 6 в. до н.э. тиран Писистрат убрал все захоронения с той части острова, которая была видна со стороны храма. Человеческие останки вместе с заупокойными дарами из могил были перенесены на ближний, более крупный остров Рения (совр. Риния, иногда его называют Большой Делос) и захоронены в общей могиле, где в наше время их обнаружили археологи. Повторное «очищение» острова было предпринято афинянами в 426 до н.э., и тогда же был издан закон, по которому на Делосе запрещалось рожать и умирать.

    Отныне большие ионийские торжества справлялись каждые пять лет, малые – ежегодно. Каждый год особый корабль со священным посольством (называвшимся «феория») отплывал из Афин к берегам Делоса. До возвращения корабля запрещалось приводить в исполнение смертные приговоры, и именно поэтому в 399 до н.э. была отсрочена казнь Сократа. Власть Афин над Делосом продолжалась до эпохи Александра Македонского. С 322 по 166 до н.э. Делос пользовался независимостью. В 166 до н.э. римляне вернули остров под власть Афин, а после разрушения римлянами Коринфа в 146 до н.э. Делос на время превратился в торговый центр Эгейского моря. В 88 и 69 до н.э., в период Митридатовых войн, остров подвергся разграблению, население было частью уничтожено, а частью продано в рабство. Римлянам удалось частично восстановить Делос, но изменение торговых маршрутов привело к тому, что ко 2 в. н.э. остров был практически заброшен.

    В ходе проводившихся французскими археологами с 1873 раскопок на Делосе был обнаружен храмовый участок в окружении крупных торговых учреждений и жилого квартала. К святилищу Аполлона вела из гавани широкая дорога с колоннадами. Еще более величественная колоннада, повернутая фасадом к морю, была построена македонским царем Филиппом V ок. 200 до н.э.

    Главным зданием на священном участке был храм Аполлона, здание дорического ордера, возводившееся с конца 5 по начало 3 вв. до н.э. Севернее стояли два несколько меньших храма более древней постройки, которые фигурируют в надписях как Храм афинян и Известняковый храм (греч. «Поринос наос»). К северо-востоку от храма Аполлона располагался особый священный участок Артемиды, храм которой построен во 2 в. до н.э. поверх оснований более древних святилищ. Осенью 1946 здесь был найден клад, содержавший ранние изделия из золота, слоновой кости и бронзы. Некоторые предметы, украшенные рельефами, изображающими людей и животных, относятся к микенской эпохе (1400–1200 до н.э.). Это самые древние сделанные на Делосе находки, связанные со святилищем. С северо-востока храм Аполлона окружали выстроенные по дуге пять небольших зданий в виде храмов (вероятно, сокровищницы, где хранились приношения). Длинное здание необычной архитектуры, именуемое в литературе «портиком Быков», расположено к востоку от храма Аполлона, а вдоль северной стороны священного участка высится длинная колоннада с двумя крыльями, построенная одним из македонских царей, скорее всего Антигоном Гонатом, ок. середины 3 в. до н.э. Имелось также множество меньших зданий, а также монументов и статуй, самым замечательным из которых было колоссальное мраморное изваяние Аполлона 6 в. до н.э., дар жителей острова Наксос. Сохранились огромный постамент этого памятника с посвятительной надписью и два больших обломка самой статуи.

    К северу от святилища на западном берегу Священного озера (ныне осушенного) находилась терраса Львов, на которой возвышались девять архаических статуй львов из наксосского мрамора, вероятно, также дар жителей Наксоса. Пять статуй, которые были найдены при раскопках, возвращены на постаменты, шестую увезли в Венецию еще в 17 в. Два больших здания к югу и северо-западу от озера относятся к эпохе расцвета торговли на Делосе, т.е. к концу 2 в. до н.э. Между озером и гаванью ок. 210 до н.э. была возведена уникальная по проекту многоколонная базилика, использовавшаяся торговцами. Еще дальше от озера на север – развалины стадиона и гимнасия. К югу от священного участка располагаются жилые кварталы, по руинам возможна реконструкция многих домов с расположенными вокруг внутреннего дворика помещениями. Некоторые дома были украшены прекрасными мозаиками и росписями, отчасти сохранившимися. На южной окраине района в начале 3 в. до н.э. был выстроен театр под открытым небом. Амфитеатр превратился в развалины, но хорошо сохранилась окружавшая его мраморная стена, а фундамент сцены и орхестры позволяет мысленно восстановить первоначальный план здания.

    Высшая точка острова – гора Кинф (112 м), возвышающаяся к юго-востоку, на ее вершине было святилище Зевса и Афины. Ниже – священный грот со сводом из крупных гранитных блоков. Вероятно, здесь было древнее святилище Аполлона, восстановленное в 3 в. до н.э. На западном склоне горы – святилища иноземных богов, основанные торговцами из различных стран Средиземноморья. В частности, здесь было три культовых участка Сераписа и один – Исиды, а также несколько зданий, отведенных для поклонения египетским богам. Было и святилище сирийских богов с небольшим театром, и Кабирион, посвященный мистериальному культу самофракийских богов, а также многие другие алтари и храмы менее известных божеств.

    В местном музее выставлены археологические находки. Наиболее ценные произведения искусства были перевезены в Национальный музей в Афинах. Среди них архаическое изваяние Артемиды, дар Никандры, и относящееся к позднему эллинизму скульптурное изображение Афродиты, замахнувшейся сандалией на нескромного Пана. Особый интерес для историков представляют сохранившиеся в большом количестве годовые отчеты коллегии жрецов, ведавших святилищем Аполлона Делосского.

    Литература