Содержание статьи
    Также по теме

    ЕВДОКИЯ ДМИТРИЕВНА

    ЕВДОКИЯ ДМИТРИЕВНА (ок. 1353–1407) – великая княгиня московская, дочь суздальского князя Дмитрия-Фомы Константиновича (старшего) и его супруги Анны, жена Дмитрия Ивановича Донского (с 1366).

    Согласно тексту Жития Дмитрия Донского, «с красотою лица соединяла редкую душевную доброту». Агиографическая литература прославила ее образ как набожной и мудрой женщины. Ее духовными учителями были митрополит Московский Алексей и св. преп. Сергий Радонежский.

    Юной девушкой (согласно антропологической реконструкции конца 20 века, ее рост был 155 см) Евдокия была просватана отцом замуж за великого князя московского и владимирского, внука Ивана Калиты и сына Ивана II Красного Дмитрия Донского. Предполагаемый брак преследовал политические цели: между московским князем Дмитрием и отцом Евдокии, суздальским князем Димитрием Константиновичем существовали раздоры из-за великого княжения. Оказав суздальцу услугу в возвращении Нижегородского княжества, занятого его братом Борисом, Дмитрий Иванович потребовал от Дмитрия Константиновича отказаться от притязаний на великокняжеский стол и отдать за него свою дочь Евдокию.

    Венчали 16-летнего Дмитрия и 13-летнюю Евдокию в 1366 в Подмосковье в Воскресенской церкви Коломны. Брак стал залогом мира между московским и суздальским княжествами.

    Летописец сообщает, что Евдокия являла собой образец преданной жены, всегда именовавшей мужа «Свете мой светлый». Ни одному русскому женскому летописному персонажу не уделялось столько места в описаниях образцовой семейной жизни.

    После указания на дату свадьбы, она упомянута летописью, под 1380, в связи с описанием ухода ее мужа с ратью на Куликовскую битву. В Сказании о Мамаевом побоище Евдокия – образ праведницы, которая «постоянно пребывала в святой церкви, молясь день и ночь», дабы призвать божественную помощь мужу.

    В 1382 при приближении к Москве войск хана Тохтамыша в отсутствие мужа, не вернувшегося из похода, Евдокия осталась в столице, так как была беременна. После рождения сына Андрея покинула Москву, едва не захваченная татарами, снарядившими за ней погоню, добралась к мужу в Кострому. После того как 26 августа 1382 Москва была захвачена и разграблена Тохтамышем, погибло до 24 тыс. москвичей, княгиня Евдокия вместе с мужем похоронила их на собственные средства, считая себя виновной в том, что не уберегла подданных. Прожив с мужем 22 года, Евдокия родила 6 детей, последнего – Константина – в возрасте 39 лет.

    Перед смертью Дмитрий призвал к себе сына Василия и Евдокию, поручил сына матери и составил «духовную». В ней он «приказал детей своих княгине» и велел им «слушаться матери во всем». Страдания Евдокии по умершему мужу описаны летописцем в типичном для литературы того времени жанре плача. («За веселие пришли слезы, за утехи скорбь несносная! Почто я не умерла прежде тебя?…»).

    Обычай требовал от Евдокии принять постриг, но она отвергла монашескую долю, взяв в свои руки развитие событий в княжестве. Старшего сына Василия она через полтора года после смерти мужа выгодно женила на дочери литовского князя Софии Витовтовне (1391). В 1395, когда Василий Дмитриевич, уже будучи великим князем, с войском выступил против Тамерлана, оставил столицу княжества на мать. Она послала во Владимир за чудотворной иконой Владимирской божьей матери. Чудесным действием иконы, привезенной в Москву, москвичи объяснили то, что войско Тамерлана, повернуло от Москвы. На месте, где москвичи встречали икону Евдокия Дмитриевна предложила Василию построить Сретенский монастырь.

    По завещанию мужа, Евдокия стала владелицей значительного имущества, которым она распоряжалась по собственному усмотрению. Она вкладывала средства в церковное строительство: где Евдокия проводила Дмитрия на Куликовскую битву и где встретила его победителем поставила каменную церковь Вознесения и при ней «девический общежительный монастырь»; в память о муже распорядилась возвести в Московском Кремле храм Рождества Богородицы для женской половины великокняжеской семьи, поручив расписать его Феофану Греку и Даниилу Черному (1396). Феофан Грек был приглашен ею и для росписи Архангельского собора Кремля (1399), возведению и перестройке каменных стен которого также способствовала Евдокия.

    Мирские дела, которые вела Евдокия, вызвали слухи, что живет она во вдовстве «нечестно», слухами «смутились» и ее сыновья.

    Тогда Евдокия отошла от дел и приняла открытый постриг под именем Евфросиньи.

    Она умерла 7 июля 1407 в Москве, похоронена в Вознесенском женском монастыре (когда церковь снесли, ее прах в 1929 был перенесен в Архангельский собор). В 1999 в Москве был создан Попечительский Совет по воссозданию великокняжеской усыпальницы великих московских княгинь и цариц, который принял решение возвести храм преп. Евфросинии Московской (Евдокии Дмитриевны) в районе Котловка в Юго-Западном округе Москвы. Евдокия канонизирована одновременно с мужем, Дмитрием Донским. Антропологически точный скульптурный портрет Евдокии по ее останкам, сохранившимся в склепе, выполнен в марте 2002 С.А.Никитиным и хранится в музее-заповеднике «Московский Кремль».

    Наталья Пушкарева

    Литература

    Черепнин Л.В. Русские феодальные архивы XIV–XV веков, т. 1. М., 1948
    Пушкарева Н.Л. Женщины Древней Руси. М., 1989
    Морозова Л.Е. Затворницы: Миф о великих княгинях. М., 2002