Содержание статьи
    Также по теме

    ФАЛАША

    ФАЛАША, древняя еврейская община Эфиопии, ныне практически полностью переселившаяся в Израиль в ходе специальной операции «Моисей», организованной израильским правительством в 1984. Фалаша считают себя потомками Менелика, легендарного сына царя Соломона и царицы Савской. Скорее всего, они являются одним из частей коренного населения агуа, принявшим иудаистские верования и обрядность. О существовании эфиопского еврейства впервые сообщали греческие авторы во 2 в. до н.э.

    До 17 в. фалаша проживали в независимой области в Семьене на севере Эфиопии. Затем, после их участия в восстании народа агуа против императорской власти негус Сусениос изгнал их из этого региона. В 20 в. большинство фалаша концентрировались севернее озера Тана. На середину 1970-х годов общая численность населения фалаша оценивалась в 28 тыс. человек. Не владея собственной землей, они были фермерами-арендаторами у христианских землевладельцев. После эфиопской революции 1974 землевладельцы предприняли меры, чтобы не дать фалаша воспользоваться благами земельной реформы, и местные власти начали их преследование. Это вызвало первую волну эмиграции фалаша в Израиль. Затем часть фалаша переселилась в Израиль в середине 1980-х годов, когда на Эфиопию обрушились засуха и голод, а к 1992 туда эмигрировали практически все.

    Часть фалаша в Эфиопии жила в отдельных деревнях, а часть – вперемежку с другим населением Эфиопии. Если в прошлом у фалаша были собственные вожди, то в более позднее время административными начальниками в их деревнях были лица из числа эфиопских христиан, назначенные региональным правительством. Духовная власть во всех общинах фалаша оставалась в руках их священников и старейшин.

    И мужчины и женщины одевались также как другие эфиопы, за исключением того, что женщины фалаша стригли волосы. Мужчины фалаша были кузнецами и ткачами, женщины занимались изготовлением керамических изделий. Землю обрабатывали и мужчины и женщины. Обычаи этого небольшого еврейского сегмента населения были не более чем локальными вариантами общей эфиопской модели. Культура фалаша отличалась главным образом в сфере религиозных обрядов. Почти в каждой деревне была синагога («масгид» – «masgid»). Служба в синагоге и у алтаря велась священниками («коханим» – «kohanim») или первосвященниками. У фалаша были также свои монахи, жившие либо в монастырях, либо в хижинах отдельно от своих соплеменников. В некоторых случаях фалаша приносили в жертву животных. Ими соблюдались все еврейские праздники за исключением ханукка. Литература народа фалаша, включая Ветхий Завет, написана на языке геэз, или древнеэфиопском; разговорным языком для части фалаша служит амхарский, для других – язык тиграй (родственные семитские языки, широко распространенные в Эфиопии). Фалаша, вероятно, никогда не говорили на древнееврейском, исходным же для них был, скорее всего, язык кушитской семьи (см. также КУШИТСКИЕ ЯЗЫКИ).