Содержание статьи
    Также по теме

    ФОРУМ РИМСКИЙ

    ФОРУМ РИМСКИЙ (forum Romanum), центр общественной жизни Древнего Рима. Первоначально это был центр ремесел и торговли, но затем, включив в себя прилегающий к нему комиций (место народных собраний) и курию (здание сената), форум объединил в себе также административные и политические функции. Здесь происходили события, затрагивавшие повседневную жизнь рядового римлянина, но здесь же разыгрывались и многие драматические эпизоды римской истории. Форум был обителью римского красноречия, а вместе со своими отпрысками, соседними императорскими форумами, он стал колыбелью римского права. Форум постоянно упоминается в римской литературе. Слово «форум» применяется как к пространству под открытом небом, так и к прилегающим зданиям.

    Происхождение слова forum было неясно самим древним. Варрон, «ученейший из римлян», связывал его с глаголом ferre («нести») и истолковывал как место, куда «выносились» все споры, а также товары. Такая интерпретация ценна уже тем, что указывает на две изначальные функции форума. Современные ученые предпочитают возводить его к слову fores («двери») и наречиям foras, foris («снаружи»), полагая, что из значения «место перед» со временем получилось обозначение «площади вне городских ворот», а значит, «базарной площади». Однако контексты, в которых используется родственное слово forus, указывают в большей степени на «закрытое место», так что для римлян архаического периода форум вполне мог означать «огороженную площадь в долине за городскими стенами», что приблизительно соответствует рынкам вне стен провинциальных итальянских городов в Средневековье и новое время. Со временем связь, которая наблюдалась в слове «форум» с судебными заседаниями и политическими дебатами, привела к возникновению более абстрактного значения, принятого в современном мире: форум – это «место дискуссий».

    В ходе продолжавшихся столетиями, с эпохи Возрождения, раскопок и исследований выяснились как общий план римского форума, так и его детали. К сожалению, на эту территорию веками смотрели как на склад даровых строительных материалов. Добываемый из развалин мрамор использовали как сырье – его обжигали, и получали известь. Нередко разбирались целые сооружения.

    С точки зрения рельефа, римский форум представляет собой низину между четырьмя холмами: Капитолием на западе, Палатином на юге, отрогами Квиринала на севере и Эсквилином на востоке. Низина эта служила естественным бассейном, где воды, стекавшие с холмов, сливались в единый ручей и пролагали себе путь к Тибру. Область форума образовалась в результате эрозии вулканических и озерных отложений в ту геологическую эпоху, когда этот поток нес с гор и возвышенностей гораздо большее количество воды, нежели в историческое время. По этой причине область форума оказалась заболоченной. В наиболее ранние эпохи люди, обживавшие холмы и использовавшие нижнюю часть их склонов для погребения, предпочитали не заходить на ненадежную подтопляемую пойму этой долины. После объединения горных селений активность местных обитателей долгое время ограничивалась лишь некоторыми участками слегка приподнятых краев низины. Политическим целям служили расположенные в северной части данной территории комиций и курия – место собраний и здание сената. Здесь имелось четыре главных культовых центра: на юго-западе – алтарь Сатурна, связанный с семенным зерном; на северо-западе – алтарь Вулкана, посвященный огню в его разрушительной ипостаси, которую следовало умилостивить, и благодетельной ипостаси, которую призывали на помощь ремесленники и художники; к юго-востоку располагалось святилище Весты, городской очаг с его негасимым огнем и запасами хлеба; поблизости от него к западу – ключ Ютурны, источник целительной влаги. Эту начальную стадию можно относить к периоду, который ассоциируется в литературной традиции с именами четырех первых легендарных царей Рима, с 753 по 600 до н.э.

    Вторая стадия развития форума совпадает с правлением по меньшей мере полуисторической этрусской династии Тарквиниев, последних трех царей Рима, с 600 по 510 до н.э. Этот период представлен наиболее древними находками, в том числе основанием четырехугольного в сечении столба с фрагментарной надписью под «Черным камнем» (lapis niger), т.е. черной плитой между форумом и комицием; он оставил свой след и в ориентации некоторых зданий на подступах к площади форума (при перемене осей эта ориентация была в дальнейшем практически полностью утрачена). Древние руины имеют правильную, хотя и приблизительную ориентацию по осям север – юг и запад – восток, в то время как все здания, построенные начиная с первых годов Республики, т.е. с 509 до н.э. (храм Сатурна, обычно датируемый 497 до н.э., храм Кастора и Поллукса, 496–484 до н.э.), повернуты относительно первоначальной оси примерно на 45°. В силу этого использование стран света для определения положения различных строений оказывается достаточно условным. В конце царского периода на вершине Капитолийского холма, в конечном пункте ритуального обхождения Палатина, которое совершали триумфальные процессии, огибавшие форум или проходившие через него (впоследствии этот путь стали именовать Священной дорогой), был возведен огромный государственный храм, где почитались Юпитер Всеблагой Величайший (Optimus Maximus), Юнона и Минерва. Далее следовали два уже упомянутых храма начала республиканской эпохи, выходившие на форум с юго-запада и юго-востока. Храм Сатурна свидетельствует об изменении в религиозных понятиях, о переходе к персонифицированному божеству, обитающему в здании. Храм Кастора и Поллукса, возведенный в память победы, одержанной над латинами ок. 496 до н.э. у озера Регилл, сделался официальным святилищем римских всадников, которые отличились в сражении благодаря помощи Божественных Всадников.

    Тем временем долина была осушена, что произошло в результате усилий Тарквиниев по регулированию протекавшего здесь потока. Со временем поток был перекрыт сводами и упрятан под мостовой и новыми зданиями форума; сооружение получило название Клоака Максима. Курциево озеро, находившееся поблизости от русла ручья и долгое время остававшееся заболоченным местом, со временем было также осушено. В результате этих перемен небольшая долина, ставшая обычным местом деловых встреч обитателей холмов, уже почувствовавших себя гражданами единого государства, приобретала для них все большую притягательность. Началась многовековая история этого места как центра общественной жизни Рима. В следующие столетия происходил упорядоченный процесс переделок форума. С ростом населения и повышением административной и политической активности, с одной стороны, и увеличением площади Рима – с другой, чисто утилитарные и отвлекающие занятия, такие, как торговля, предпринимательство и ремесла, постепенно вытеснялись с форума. Длинные ряды лавок, окаймлявших вытянутые северную и южную стороны открытой площади, были постепенно заменены строениями нового типа, базиликами, которые, при некотором архитектурном сходстве со своими предшественниками, образовали по преимуществу административное и финансовое сердце города.

    Центральное открытое пространство сделалось основным местом погребальных церемоний, сопровождавшихся поединками гладиаторов и другими зрелищами. Панегирики усопшему произносились со специальных возвышений (одно из них находилось перед храмом Кастора и Поллукса), а зрители располагались на балконах верхних этажей базилик.

    Роль форума в жизни римлянина середины 2 в. до н.э. раскрывается в Куркулионе Плавта (ст. 467–484). Актеры здесь временно удаляются со сцены, а руководитель труппы обращается к публике и, рассуждая об одном из только что выступавших персонажей, редкостном пройдохе, говорит: «Я расскажу вам, где на форуме можно отыскать такого человека», после чего перечисляет соответствующие места. Упоминаемая им «базилика» – несомненно базилика Порция, наиболее раннее из известных нам зданий такого типа в Риме. А поскольку она была возведена в 184 до н.э., т.е. в год смерти Плавта, практически нет сомнения в том, что этот пассаж, никак не связанный с основным сюжетом пьесы, появился в режиссерском варианте Куркулиона при возобновлении постановки некоторое время спустя после смерти автора.