Содержание статьи
    Также по теме

    КАН ЮВЭЙ

    КАН ЮВЭЙ, Кан Наньхай, Кан Гуанся, Кан Цзуи, Кан Чансу, Кан Гэншэн, Кан Минъи. Китайский мыслитель, философ, ученый, государственный и общественный деятель, лидер реформаторского движения за в Китае на рубеже 19–20 вв. Родился 19 марта 1858 в уезде Наньхай провинции Гуандун. Выходец из интеллигентной помещичье-чиновничьей семьи, возводившей свою родословную к концу II тысячелетия до н.э. и насчитывавшей 13 поколений ученых. С детства проявил экстраординарные умственные способности. В 11 лет после смерти отца оказался на попечении деда, начальника областного департамента просвещения, под руководством которого получил традиционное домашнее образование. С 19 лет учился у Чжу Цыци (1807–1881), известного знатока неоконфуцианства и сторонника школы Лу Цзююаня (1139–1193) – Ван Янмина (1472–1529); в 21 год после длительной медитации прозрел в себе «совершенномудрие». С молодых лет изучение классического конфуцианства и неоконфуцианства сочетал с глубоким интересом к буддизму и западным естественным наукам.

    КАН ЮВЭЙ

    В 1879 впервые посетил Гонконг, после чего начал активно штудировать литературу о странах Запада. В 1882 и 1888 не сумел сдать экзамен на вторую ученую степень цзюйжэнь. В 1884–1885 создал основу своего главного труда Да тун шу (Книга о Великом единении), содержащего идеи конфуцианизированной коммунистической утопии, но по цензурным соображениям не решился на публикацию. В 1888, будучи вольнослушателем столичной академии Гоцзыцзянь, направил первый (не достигший адресата) меморандум императору Дэ-цзуну (Гуансюй, правил в 1875–1908) с программой социальных реформ, предполагавшей введение парламентаризма.

    В 1889 вернулся в родную провинцию Гуандун, где в 1891 издал книгу Синь сюэ вэй цзин као (Исследование поддельных канонов синьского учения), в которой выступил против «каноноведческой школы текстов старых письмен» (гу вэнь цзин сюэ) и ее ведущего представителя Лю Синя (58 до н.э. – 23 н.э.), который при династии Синь (8–25 н.э.) добился официального признания своей версии канонических конфуцианских текстов, написанных «старыми письменами», т.е. иероглифами, использовавшимися до реформы письменности при династии Цинь (221–207 до н.э.). Доказывая поддельный характер канонов в версии школы текстов старых письмен, или «синьского учения», Кан Ювэй выступил как апологет противостоявшей ей «каноноведческой школы текстов новых письмен» (цзинь вэнь цзин сюэ), опиравшейся на конфуцианские каноны, написанные реформированной иероглификой. У истоков учения этой школы стоял Дун Чжуншу (2 в. до н.э.), оно нашло продолжение в творчестве Хэ Сю (2 в.), в 18 в. его возродил Чжуан Цуньюй (1719–1788), в 19 в. развили сначала Лю Фэнлу (1776–1829), Линь Цзэсюй (1785–1850), Гун Цзычжэнь (1792–1841), Вэй Юань (1794–1856), а затем Ляо Пин (1852–1932) и Кан Ювэй.

    Согласно последнему, Конфуций был не пересказчиком взглядов древних совершенномудрых, а оригинальным социальным философом и основоположником новой религии, т.е. не просто мудрецом, но и святым, «некоронованным царем» (су ван), установившим «совершенномудрый закон изменения правления» (гай чжи чжи шэн фа), что нашло отражение в канонах, написанных «новыми письменами», но было фальсифицировано Лю Синем в угоду узурпатору Ван Ману, основавшему фальшивую династию Синь. В этих построениях конкретная текстология сочеталась с вольным изображением Конфуция в духе реформаторской идеологии самого Кан Ювэя. Официальные круги восприняли книгу как крамолу и добились издания императорского указа с повелением публично сжечь печатные доски с ее текстом и запретить ее распространение. Подобные же указы были выпущены в 1892 и 1900, в результате чего второй раз она увидела свет только в 1917. Следующая книга Кан Ювэя, реконструировавшая «подлинное» конфуцианство как протореформаторство Кун-цзы гай чжи као (Исследование [учения] Конфуция об изменении правления) была написана в 1892, но также ждала публикации до 1913.

    В 1891 в столице провинции Гуандун и крупнейшем городе южного Китая Гуанчжоу (Кантон) Кан Ювэй создал частную школу, в которой преподавание конфуцианских дисциплин сочеталось с буддизмом, даосизмом, естественными и гуманитарными науками Запада. В 1893 он получил вторую ученую степень цзюйжэнь. В 1895, прибыв в Пекин для сдачи экзаменов на высшую степень цзиньши, он возглавил спровоцированное поражением страны в японо-китайской войне 1894–1895 движение собравшихся в столице более 1200 цзюйжэней, направивших императору написанный Кан Ювэем и его учениками Лян Цичао (1873–1923) и Май Мэнхуа (1875–1916) коллективный меморандум в 10 000 слов с предложением реформ, включавших, в частности, активное привлечение на службу китайских эмигрантов, проживающих за границей, перенесение столицы из Пекина в более древний Сиань, выпуск государственным банком бумажных денег, чеканку разменной монеты, создание государственной почтовой системы, превращение конфуцианства в полноценную общегосударственную религию и создание при императоре выборного совещательного органа.

    В 1895, получив степень цзиньши и став делопроизводителем в Приказе общественных работ в Пекине, Кан Ювэй начал издавать единственную в столице неофициальную газету на китайском языке и организовал политический клуб «Общество науки об усилении [государства]» (Цян сюэ хой). Однако в том же 1895 эта деятельность была запрещена, и Кан Ювэй был вынужден вернуться к педагогической работе в провинции. В 1898 он возобновил свою политическую активность, основав в столице сначала вместе с земляками-гуандунцами Гуандунское научное общество (Юэ сюэ хой), а затем всекитайское Общество защиты государства (Бао го хой). Отстаивая тезис «Изменение – это Путь (дао) неба», Кан Ювэй в докладах на высочайшее имя (а всего их было семь) рекомендовал повторить опыт японской «революции Мэйдзи» (1867–1868) и реформ Петра I, посвятив последним специальное произведение – Направленная вверх предварительная записка об административных реформах Российского [царя] Петра Великого (Цзинь-чэн Элосы Да Бидэ бянь чжэн цзи сюй). Среди разрабатывавшихся им грандиозных проектов переустройства Срединной империи был план переселения китайцев в Бразилию для основания ими там Нового Китая.

    После двухчасовой аудиенции 16 июня 1898 Дэ-цзун назначил Кан Ювэя прикомандированным секретарем Главного управления иностранных дел с правом непосредственного доклада императору и принял его предложения, отразив их в указе «Об установлении основной линии государственной [политики]» (Мин дин го ши), ознаменовавшем начало кратковременного периода «ста дней реформ» (11 июня – 20 сентября 1898). Кан Ювэй предполагал отменить традиционную систему экзаменов на ученые степени, создать университет в Пекине и учебные заведения западного образца в провинции, учредить принятие государственного бюджета, провести модернизацию армии и флота, преобразование административной системы и другое. Конец этой реформаторской деятельности положили предательство генерала Юань Шикая (1859–1916) и дворцовый переворот вдовствующей императрицы Цыси (1835–1908), поместившей Дэ-цзуна под домашний арест и узурпировавшей власть. Кан Ювэю, приговоренному к смерти, удалось скрыться с помощью англичан в Гонконге. Шесть других руководителей партии реформ, в том числе Тань Сытун (1865–1898) и брат Кан Ювэя Кан Юпу (1867–1898), были казнены без суда и следствия в сентябре того же года.

    Следующие шестнадцать лет Кан Ювэй провел в эмиграции, странствуя по миру. Продолжая возлагать надежды на Дэ-цзуна, в 1899 в Канаде он основал Партию защиты императора (Бао хуан дан). После свержения империи в 1911 Кан Ювэй выступал за ее восстановление на конституционной основе и участвовал в провалившихся попытках реставрации в 1917 и 1924. В опубликованном в 1915 проекте первой конституции Китайской Республики провозглашалась институциализация конфуцианства как государственной религии, однако эта конституция не была принята. В конце жизни он оказался всеми покинут, и в разочаровании от неуспеха грандиозных замыслов сам стремился отрешиться от мира в «небесном странствии» (тянь ю), но умер от пищевого отравления в г. Циндао провинции Шаньдун 31 марта 1927.