Содержание статьи
    Также по теме

    КАТКОВ, МИХАИЛ НИКИФОРОВИЧ

    КАТКОВ, МИХАИЛ НИКИФОРОВИЧ (1818–1887), русский общественный деятель, консервативный мыслитель. Родился в Москве 1 (13) февраля 1818 в семье чиновника. Окончил с отличием словесное отделение философского факультета Московского университета (1838). В студенческие годы был участником кружка Н.В.Станкевича, пережил увлечение гегельянством. К эстетике Гегеля он обращается в своих первых литературно-критических публикациях (например, в предисловии и комментариях к собственному переводу работы Г.Ретшера О философской критике художественных произведений, 1838). В 1839 Катков переезжает в Петербург и сотрудничает в «Отечественных записках». В его статьях этого периода заметно влияние гегелевской эстетики (в частности, в наиболее значительной из них: Сочинения в стихах и прозе графини С.Ф.Толстой, 1840). В 1840 Катков отправляется в Европу с целью завершения образования. В течение полутора лет слушал лекции в Берлинском университете и, по собственному признанию, испытал влияние «философии откровения» Шеллинга, с которым был знаком лично. В 1842 в «Отечественных записках» была опубликована статья Каткова Первая лекция Шеллинга в Берлине. В письмах из Германии брату он формулирует свое философское кредо: «Венец философии и всякого развития, начало и конец Вселенной есть личность, абсолютная субъективность...». Первоначально Катков критически отнесся к славянофильским настроениям в русской публицистике (упрекал, например, С.П.Шевырева в «русопятстве»). Однако после возвращения в Россию происходит его сближение со славянофильским лагерем и в первую очередь с А.С.Хомяковым (определенную роль в этом сыграло то, что оба были увлечены идеями позднего Шеллинга).

    В 1845 Катков защитил магистерскую диссертацию Об элементах и формах славяно-русского языка. В 1845–1849 работал на кафедре философии Московского университета, читал лекции по философии. С 1951 – редактор университетской газеты «Московские ведомости». В 1851 и 1853 опубликовал Очерки древнейшего периода греческой философии, задуманные в качестве докторской диссертации. В Очерках… стремился представить раннюю греческую мысль целостной системой, содержащей в себе «возможность всего будущего обособления и разнообразия». Позднее об историко-философском опыте Каткова резко критически отозвался С.Н.Трубецкой и более сдержанно – В.С.Соловьев. В 1856 Катков стал редактором «Русского вестника». Приняв участие в спорах о «пушкинском» и «гоголевском» направлении в русской литературе, Катков (в программной статье Пушкин, 1856) настаивал на познавательной функции искусства («поэзия... есть познающая мысль») и характеризовал Пушкина как «поэта мгновения».

    В 1859 Катков посетил Англию. В этой стране он видел наилучший в Европе образец сочетания консервативных и прогрессистских элементов, считал английское право классическим институтом, который необходимо изучать наряду с правом римским и применять в российской общественной жизни. В своей консервативно-либеральной публицистике Катков, отстаивая принцип «постепенности» любых преобразований, выступал за отмену крепостного права, за судебную реформу и гласность. После польского восстания (1863) консервативно-охранительные элементы его позиции усиливаются. В 1870–1880-е годы Катков – последовательный противник и критик не только российского радикализма (особенно после убийства Александра II в 1881), но и любых проявлений либерализма в общественной и политической жизни.

    Умер Катков в селе Знаменское Подольского уезда Московской губернии 20 июля (1 августа) 1887.

    См. также РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ.

    Литература

    Катков М.Н. Очерки древнейшего периода греческой философии. М., 1853
    Любимов Н.А. М.Н.Катков и его историческая заслуга. СПб, 1889
    Сементковский Р.И. М.Н.Катков. Его жизнь и литературная деятельность: Биографический очерк. СПб, 1892
    Катков М.Н. О самодержавии и конституции. М., 1905
    Катков М.Н. О церкви. М., 1905