Содержание статьи
    Также по теме

    КРУПСКАЯ (УЛЬЯНОВА), НАДЕЖДА КОНСТАНТИНОВНА

    КРУПСКАЯ (УЛЬЯНОВА), НАДЕЖДА КОНСТАНТИНОВНА (1869–1939) – участница радикального (большевистского) направления освободительного движения России, видная советская государственная и партийная деятельница, замнаркома просвещения в СССР, доктор педагогических наук (1936), одна из создательниц советской педагогики и системы народного образования в СССР.

    Родилась 14 февраля 1869 в семье демократически настроенного офицера царской армии. После окончания в 1889 с золотой медалью частной гимназии кн. Оболенской поступила на математическое отделение Высших женских (Бестужевских) курсов в Петербурге, подрабатывала уроками. Была по моде тех лет «толстовкой», поскольку увлекалась трудами Л.Н.Толстого. В те годы дружила с А.В.Тырковой (впоследствии известной деятельницей партии кадетов. Впоследствии она написала о Крупской: «в ней не было ни тщеславия, ни самолюбия, ни ненасытного властолюбия; Надя не каталась на коньках, не танцевала, не ездила на лодке, в ее девичьей жизни не было любовной игры, зато…был равнодушный аскетизм русской революционерки»).

    В 1890 Крупская вошла в революционный марксистский кружок, с осени 1891 преподавала в Смоленской (Корниловской) вечерне-воскресной школе и на рабочих курсах за Невской заставой, вела политическую пропаганду. В 1893 познакомилась с В.И.Ульяновым (В.И.Лениным). В 1894–1895 участвовала в создании и работе социал-демократического «Союза борьбы за освобождение рабочего класса». Выучившая немецкий язык, чтобы читать работы К.Маркса в подлиннике, необычайно организованная, Крупская отличалась огромной трудоспособностью и целеустремленностью. Ей дали партийный псевдоним «Селедка» из-за ее внешности – худобы и глаз навыкате (следствие гипотиреоза, недостатка йода и базедовой болезни щитовидной железы). Будущий муж, Ленин, звал ее немногим лучше – Миногой.

    В 1896 Крупская была арестована, в 1898 приговорена к ссылке на 3 года в Уфу, замененной по ее просьбе на с.Шушенское Енисейской губернии, куда был сослан и Ленин. На присланную от него в тюрьму телеграмму с предложением стать его женой Крупская ответила: «Ну что ж, женой, так женой». В Шушенском они обвенчались; обручальные кольца новобрачным сделал из медного пятака один из ссыльных. Крупская взяла фамилию мужа (Ульянова), но выступала публично всегда под своей девичьей фамилией, для нее это было вопросом принципа. В той же ссылке в 1899 она написала книгу «Женщина-работница», попытавшись первой в России – вслед за А.Бебелем, в 1879 опубликовавшим «Женщину и социализм», применить марксизм к оценке положения женщин.

    В 1900, отбыв свою ссылку, уехала в Уфу, а оттуда в 1901 в Мюнхен, где воссоединилась с Лениным. Работала секретарем редакции газеты «Искра».

    Летом 1903 – делегат 2-го съезда РСДРП. В 1904–1905 работала в отделах писем большевистских газет «Вперед» и «Пролетарий». Была делегаткой 3-го съезда РСДРП (апрель 1905), с мая 1905 – секретарем заграничного бюро ЦК РСДРП. В ноябре 1905 вместе с мужем вернулась в Петербург. В 1906 – делегатка 4-го съезда РСДРП, с конца 1906 – в Куоккала (Финляндия) – секретарь ЦК РСДРП. В конце 1907 вместе с Лениным эмигрировала, продолжая работать секретарем газеты «Социал-демократ» (1908–1917), сотрудничать с журналом «Просвещение». Печатала статьи в журнале «Свободное воспитание» по вопросам образования в России, Великобритании, Германии, США, Франции, Швейцарии (К вопросу о свободной школе, Следует ли мальчиков обучать «бабьему делу», Самоубийства среди учащихся и трудовая школа), обосновывая главный тезис своей педагогической системы – необходимость трудового воспитания в школе нового типа.

    В 1911 – преподавала в партийной школе в Лонжюмо недалеко от Парижа, где познакомилась с И.Арманд и другими известными деятелями международного социалистического движения. В 1912, находясь в Кракове, помогала координации работы большевистской газеты «Правда», осуществляла связь с большевистской фракцией IV Государственной думы, участвовала в 6-ой большевистской конференции в Праге. В 1914 – одна из создательниц легального большевистского журнала «Работница». Изучив работы русских и зарубежных авторов по педагогике, в 1915 закончила книгу Народное образование и демократия (издана в 1917) об экономической целесообразности производительного труда в школе.

    3(16) апреля 1917 вместе с Лениным вернулась в Россию, была делегаткой 7-ой Апрельской конференции большевиков, печаталась в газетах «Донецкий пролетарий» (1917–1918), «Пролетарий» (Харьков, 1917), «Солдатская правда» (Петроград, 1917–1918). В августе 1917 – делегат VI съезда РСДРП, с осени 1917 – доверенное лицо Ленина в связи с его нелегальным положением в ЦК РСДРП(б) Петербурге.

    Пройдя вместе с Лениным ссылку, две эмиграции, три революции, борьбу с экономистами, меньшевиками, ликвидаторами, отзовистами, Крупская хотела вместе с ним участвовать после установления Советской власти и в строительстве нового общества. Войдя в коллегию наркомата просвещения РСФСР, став (апрель-май 1918) заместителем наркома просвещения А.В.Луначарского, она вместе с ним и М.Н.Покровским подключилась к подготовке первых декретов о народном образовании. В 1918 была избрана действительным членом Социалистической академии общественных наук, тогда же стала заведовать внешкольным отделом Наркомпроса, уделяя внимание и дошкольному воспитанию. Ее вклад в борьбу с детской беспризорностью и безнадзорностью трудно переоценить. Согласно составленному ею проекту реформы системы образования, в РФ вводилось:

    – всеобщее обязательное и бесплатное светское обучение за счет государства, связанное с производительным трудом;

    – раздача школьникам бесплатных горячих завтраков, учебных пособий, оде-жды, обуви;

    – врачебный надзор за школьниками и надзор гигиенистов над школьными помещениями;

    – выборность учителей населением микрорайона, автономия школы;

    – создание убежищ для бесприютных детей, школ для ненормальных, глухих и слепых.

    Крупская настаивала также на организации профессиональных курсов на фабриках и заводах, устройстве бесплатных яслей. Ее прямой заслугой стала социальная направленность советского просвещения, определившая создание десяткой тысяч домов детского творчества, лагерей отдыха, пришкольных участков. Благодаря Крупской СССР стал первым в мире государством с развитой сетью бесплатных учреждений профессионального образования.

    В то же время идею «трудовой школы» Крупская трактовала упрощенно, пафос ее критики «старого» был направлен против кадетов и их идеи школьной реформы во имя строительства гражданского общества. Предложенная ими система, при которой не власть реализует свои идейно-политические цели, а общество заказывает объем и качество образования была Крупской не по душе. Преобладание классовых интересов над демократическими и общечеловеческими сыграло роковую роль в разрушения старой школьной системы и способствовало деформациям содержания советского образования. В 1919 Крупская возглавила Центральную библиотечную комиссию, став инициатором чистки и куратором списка запрещенных книг в школьных библиотеках. В том же 1919 на пароходе «Красная звезда» участвовала в агитпоходе по Поволжью.

    С 1920 по 1931 возглавляла Главполитпросвет, а также научно-педагогическую секцию Государственного ученого совета, была редактором нескольких педагогических журналов, настаивая на передаче школе идеологических функций, а знаниям – придании политического характера. Вплоть до смерти Ленина участвовала вместе с ним в VII (1918) – XII (1923) съездах партии, была делегаткой II-го (1920) и IV-го (1922) конгрессов Коминтерна. Она вместе с Лениным восхищалась своей соперницей, Инессой Арманд, и когда та умерла (1920), дочь Арманд, которую в честь матери назвали Инессой, стала для Крупской самым близким человеком.