Содержание статьи
    Также по теме

    МАМЛЮК

    МАМЛЮК (мн. ч. мамалик, араб) – буквально «принадлежащий», «находящийся в собственности», «раб», купленный или переданный в составе налога или дани невольник, но не раб по рождению. В Коране (16:75-77) этот термин упоминается однажды как «раб-невольник». В 9–11 вв. слова «мамлюк» и «гулям» употреблялись как синонимы по отношению к белым невольникам. С 13 в. мамлюками называли рабов-воинов, служивших в особых частях армии, которые могли достичь высоких должностей. В Египте они пришли к власти в середине 13 в. и правили до начала 16 в.

    Правившие до мамлюков Фатимиды (969–1171) и Айюбиды (1171–1250), будучи чужаками в Египте, опирались на свою гвардию (мамлюков), состоящую из рабов разных национальностей. За примерную службу мамлюки получали в подарок земельные наделы, что со временем позволило им превратиться в крупных землевладельцев.

    Мамлюки подразделяются на две династии, названия которых возникли по местонахождению их казарм. Название первой династии – «Бахриты» (1250–1390) связано с островом ар-Рауда на Ниле. Нил в прошлом часто называли аль-бахр (по-арабски «море»). На острове первоначально находилась казарма гвардии. Вторая династия мамлюкских султанов – «Бурджиты» (1382–1517) названа по цитадели (аль-Бурдж, в египетском произношении бург) Каира, в которой султан Кала'ун (1280–1290) поселил свою гвардию. Мамлюки-Бурджиты не были связаны родством, а только объединены принадлежностью к одной группировке. Весь период правления султаны пополняли свою армию за счет новых мамлюков – тюрков и кавказцев.

    Само разделение на династии условно, но считается, что этнически Бахриты в основном были выходцами из южно-русских степей – кипчаки (половцы), а также монголы и курды.

    Среди Бурджитов преобладали уроженцы Кавказа. На Ближнем Востоке принято называть все малые народы Кавказа черкесами, однако этим названием (аш-шаракис) именовали не только черкесов, но и адыгов, карачаевцев и т.д. Среди мамлюков-бурджитов были также выходцы из Грузии.

    Мамлюки постепенно поднялись до положения господствующей прослойки феодального общества, а в 1250, после того, как между членами клана Айюбидов, наследников Салах ад-дина, начались междоусобицы, совершили дворцовый переворот, поставив у власти своего султана Муизза Айбека (1250–1257).

    Тем не менее, перечень мамлюков-бахритов начинается с имени женщины Шаджар ад-Дурр (в египетском произношении Шаггар ад-Дурр, что означает «жемчужное дерево»). Она была вдовой аль-Малика ас-Салиха ад-дина Айюба (старшего сына пятого айюбидского султана аль-Малика аль-Камиля (1218–1238)). После смерти султана ас-Салиха в Египет срочно вернулся Туран-шах, его сын от первого брака. До его возвращения Египтом правила именно Шаджатат ад-Дурр.

    Поведение Туран-шаха, его буйный нрав, постоянные оскорбления и унижения им подданных вызывали недовольство высших чинов мамлюков и ненависть мамлюкской гвардии; после очередного скандала он был убит. Султаншей была провозглашена Шаджар ад-Дурр. Ее власть продлилась всего 80 дней, так как верхушка мамлюков не захотела подчиняться женщине. Шаджар ад-Дурр было предложено выйти замуж за Айбака, мамлюкского главнокомандующего. Она подчинилась, но, презирая своего супруга, крепко держала бразды правления в своих руках.

    История отстранения Шаджар ад-Дурр от власти чрезвычайно запутана. Не последнюю роль сыграли личные мотивы: Шаджар ад-Дурр заставила Айбака развестись с первой женой, и спустя некоторое время, когда он пожелал взять в жены другую женщину, повелела убить его. Ее посадили под домашний арест, но первая жена Айбека пригласила ее в баню, куда мусульманские женщины ходили не только ради гигиены, но и для времяпровождения. Именно здесь служанки обиженной жены забили Шаджар ад-Дурр своими деревянными башмаками (каб-каб) до смерти.

    Историки называют и другие причины смещения султанши: вражду между мамлюками разных эмиров, народные волнения и интриги последних Айюбидов.

    Последующие правители из числа мамлюкских эмиров постоянно соперничали между собой. Но они были прекрасными воинами и успешно защищали Египет от внешнего врага. Они не допустили монголов к границам Египта и спасли Каир от участи сирийских городов, подвергшихся разорению войсками Хулагу. В 1260 мамлюкский султан аль-Музаффар Сайф ад-дин Кутуз (1259–1260) нанес монголам сокрушительное поражение в Сирии (при 'Айн Джалуте), но в том же году он был убит в результате заговора его соперников.

    Сменивший его султан аз-Захир Рукн ад-дин Бейбарс I аль-Бундукдари (1260–1277) продолжил его политику и дважды выиграл сражения с монголами в Сирии. Бейбарсу удалось объединить Сирию и Египет. Он перестроил ряд укреплений, пополнил склады оружия и боеприпасов, создал большой флот, наладил регулярную почтовую связь. Вслед за тем он обратил свою энергию против крестоносцев. Он отобрал у них Кесарию (1265), Яффу и Антиохию (1268).

    Воюя с крестоносцами, он заключил союз с ассасинами (см. также ИСМАИЛИТЫ) и эмирами сирийских городов Хомса и Хамы. Ему удалось значительно сократить владения крестоносцев на сирийском побережье. Потеря земель, плативших крестоносцами подати, значительно ослабила силы рыцарей, в результате Бейбарсу удалось захватить крупнейший опорный пункт крестоносцев крепость Крак де Шевалье (1271). В соответствии с заключенным договором, крестоносцы в обмен на жизнь вынуждены были уйти еще из нескольких крепостей на побережье. См. также КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ.

    При Бейбарсе была создана строгая система государственного управления, благодаря которой Египет обрел стабильность. Но как правитель он был чрезвычайно строг и быстро расправлялся со своими подданными при малейших проступках. Заботясь о процветании своего государства, он даже пытался заставить бедуинов Верхнего Египта перейти к оседлому землепользованию.

    В 1279 к власти пришел султан Кала'ун, по прозвищу «альфи» (араб. «тысяча»), так как некогда он был куплен за 1000 динаров. Этот человек, плохо говоривший по-арабски, почти все годы своего правления провел в военных походах за пределами Египта. Его единственный сын (от монгольской принцессы Аслун Хатун), правивший с перерывом в 1294–1295 и 1299–1309, славился своей жестокостью и фанатичной приверженностью исламской морали. При нем началось притеснение христианского населения Каира.

    При мамлюках была преобразована армия. По мнению некоторых исследователей, на египетскую военную иерархию большое влияние оказали монгольские порядки. Структура постоянного войска стала более четкой: появились эмиры (начальники) сотни, сорока, десяти и пяти мамлюков. На содержание мамлюков направлялось 2/3 дохода икта (от араб. глагола акта'а – отрезать, наделять; передача государством права получения налога с определенной территории) эмира, в то время как при Айюбидах размер их обеспечения решался самим эмиром.

    Характерной чертой общественного строя мамлюкского Египта было наличие рабства. Основным источником рабов до конца 13 в. были войны с крестоносцами. Рабы поступали в качестве военной добычи или приобретались на рынках. В частности, в результате взятия острова Кипр (1426) множество киприотов попало в Египет. Особо ценились рабы-ремесленники, благодаря которым ремесленное производство обогатилось специалистами. Историки отмечают подъем экономического благосостояния и расцвет культуры и искусства в Египте во времена мамлюков, в особенности в таких областях, как архитектура, гончарное производства и обработка металла, изготовление тканей.

    Мамлюкский Египет вел торговлю со многими странами, включая Московию. «Город Мыср (так называют и Египет и Каир – О.Б.) – великий, – писал русский инок Варсонофий, посетивший Каир в 1461. – Около него течет река из рая – златоструйный Нил. Поперек город имеет две мили, а в длину двенадцать миль».