Также по теме

МЕДЖЛИС

МЕДЖЛИС, орган законодательной власти в некоторых мусульманских странах – Иране, Кувейте, Мальдивских о-вах, Омане, Туркменистане и Саудовской Аравии.

Иран.

Иранский меджлис – детище Иранской революции 1905–1911. Создан первоначально как однопалатный парламент декретом шаха Мозаффар-эд-Дина (1896–1907) от 5 августа 1906. Согласно указу от 9 сентября 1906, комплектовался путем двухступенчатых выборов по куриальной системе с высоким имущественным цензом; женщины были отстранены от голосования. Первая сессия открылась 7 октября 1906. Конституция 30 декабря 1906 предоставила меджлису широкие полномочия (утверждение бюджета и всех законов и контроль за их исполнением, одобрение любых международных соглашений), но в то же время создала в качестве противовеса верхнюю палату. Меджлисом отныне стала называться лишь нижняя палата Иранского парламента.

В 1907 осуществил ряд прогрессивных мер и добился от шаха Мохаммеда-Али (1907–1909) признания принципа разделения властей (Дополнение к Основному закону от 17 октября 1907). 23 июня 1908 разогнан по приказу шаха иранской казачьей бригадой полковника Ляхова. Вновь созван после захвата Тегерана конституционалистами 16 июля 1909. 17 июля 1909 низложил Мухаммеда-Али и возвел на престол его сына Ахмеда Мирзу. Распущен в результате государственного переворота 24 декабря 1911, покончившего с Иранской революцией.

В течение последующих десяти лет созывался только один раз (6 декабря 1914 – 12 ноября 1915) и прекратил свою деятельность в связи с активизацией военных действий на территории Ирана между русскими и турецкими войсками (Первая мировая война).

Стал постоянно действующим органом после государственного переворота 21 февраля 1921. В 1921–1923 играл относительно самостоятельную политическую роль; одобрил договор о дружбе с СССР, аннулировал кабальное англо-иранское соглашение 1919. Но с укреплением личной власти Реза-шаха (см. РЕЗА-ШАХ ПЕХЛЕВИ), постепенно превратился в инструмент его диктатуры. В конце 1925 санкционировал низложение Каджарской династии и передачу трона Реза-шаху (династия Пехлеви). До Второй мировой войны являлся скорее формальным институтов в системе имперского режима; выборы в него проводились под жестким контролем властей.

Рост оппозиционных демократических настроений в Иране в период Второй мировой войны позволил меджлису несколько повысить свое политическое значение. В 1944 были проведены относительно свободные парламентские выборы. Но во второй половине 1940-х правительству шаха Мохаммеда-Резы (1941–1979) удалось вновь изменить баланс власти в свою пользу.

После осенних выборов 1949 в меджлисе образовалась небольшая, но влиятельная националистическая фракция (Национальный фронт) во главе с М.Мосаддыком, развернувшая борьбу за передачу в руки государства нефтяных богатств страны. По ее инициативе депутаты 15 марта 1951 приняли закон о национализации нефтяной промышленности, а 29 апреля избрали М.Мосаддыка премьер-министром. После свержения М.Моссадыка 19 августа 1953 и восстановления авторитарной власти шаха меджлис был вынужден 21 октября 1954 одобрить неравноправный договор Ирана с Международным нефтяным консорциумом и 19 декабря был распущен.

С середины 1950-х утратил самостоятельную политическую роль. Выборный процесс вновь оказался под полным контролем режима; массовые фальсификации во время выборов в августе 1960 признали даже официальные власти Ирана. С мая 1961 по сентябрь 1963 страна вообще жила без парламента.

В ходе «Белой революции» 1963 (серия верхушечных реформ) избирательные права были предоставлены женщинам.

Исламская революция 11 февраля 1979 вместе с шахской монархией ликвидировала и сенат; меджлис стал однопалатным парламентом. Декабрьская конституция 1979 провозгласила его высшим законодательным органом с четырехлетним сроком полномочий и облекла его значительной компетенцией (законотворчество, одобрение бюджета, ратификация международных договоров). Однако он был поставлен под надзор Совета стражей исламской революции, который утверждает не только все принятые депутатами законы, но и кандидатов в меджлис.

На последних выборах 20 февраля 2004 Совет стражей отклонил несколько тысяч кандидатур, главным образом из числа реформаторов, в первую очередь членов Исламского иранского фронта участия. В результате последние смогли выставить только 191 кандидата и завоевать лишь 30 мест из 290. См. также ИРАН.

Кувейт.

Кувейтский меджлис аль-умма («дом нации») был создан как однопалатный парламент Конституцией 11 ноября 1962. 50 его членов избирались на четырехлетний срок прямым голосованием всех мужчин-граждан страны от рождения (15% населения); в его состав входили также по должности члены правительства, т.е. он мог насчитывать до 65 человек. При всей зависимости от исполнительной власти и контроле правительства над выборами (так, январские выборы 1967 были признаны фальсифицированными) вскоре стал самым политически влиятельным парламентом в монархических государствах Аравийского п-ва. В июле 1986 был распущен, но после Первой войны в Заливе 1990–1991 восстановлен. В 1996 избирательные права получили «натурализованные» граждане с тридцатилетним сроком гражданства, в 2005 – женщины; в результате электорат вырос с 139 тыс. до 339 тыс.

В настоящее время меджлис играет реальную роль в принятии политических решений, широко пользуется правом законодательной инициативы, парламентского запроса к членам правительства, выражения недоверия отдельным министрам. В мае 1999 провалил законопроекты эмира Джабера ас-Сабаха (с 1977) о расширении избирательного корпуса и экономической либерализации. Его сессии транслируются в прямом эфире по кувейтскому телевидению.

На последних выборах (2002) относительное большинство голосов получили исламисты (14 мандатов). См. также КУВЕЙТ.

Мальдивские о-ва.

По Конституции 1968 мальдивский меджлис – однопалатный парламент из 48 членов (40 избираются, а 8 назначаются президентом) с четырехлетним сроком полномочий. Формально обладает широкими правами – не только принимает законы, но и выдвигает кандидатов на должность президента. Однако в 1969–2004, когда в стране существовал авторитарный президентский режим и деятельность политических партий была запрещена, реальной властью не имел. Только после массовых выступлений 2003–2004 с требованием политических реформ президент М.А.Гаюм (с 1978) пошел на некоторую демократизацию режима. 2 июня 2005 меджлис единогласно одобрил введение многопартийной системы. См. также МАЛЬДИВЫ.

Оман.

Оманский меджлис аш-шура учрежден в ноябре 1991 султаном Кабусом (с 1970). Является выборным институтом. В 1991–2003 электоральные собрания каждого из 59 вилайетов (территориально-административные единицы Омана) выдвигали по три кандидата; после проверки их полномочий специальным правительственным комитетом султан делал окончательный выбор. 4 октября 2003 эта система была заменена всеобщим голосованием.

Оманская конституция 6 ноября 1996 учредила двухпалатный парламент, добавив к меджлису аш-шура, ставшему нижней палатой, меджлис ад-даула (верхнюю палату). Меджлис аш-шура, состоящий ныне из 83 членов, дает заключения по поводу законопроектов социально-экономического характера (коммуникации, жилищное строительство и пр.); ему подотчетны министры социального блока, которым он может выразить недоверие; однако он не имеет права вмешиваться в вопросы международных отношений, обороны, безопасности и финансов. Меджлис ад-даула (41 член) имеет лишь консультативные функции. См. также ОМАН.

Туркменистан.

Туркменский меджлис как высший однопалатный законодательный орган был образован после распада СССР и рождения независимого Туркменского государства. По Конституции 18 мая 1992 состоит из 50 членов, избираемых всеобщим прямым голосованием на 5 лет. В условиях усиления авторитарной власти президента С.Ниязова постепенно утратил политическое значение; его полномочия фактически перешли к параллельному парламенту – неизбираемому Народному совету (халк маслахаты).

Ныне все депутаты меджлиса являются членами пропрезидентской Демократической партии (все остальные партии запрещены). См. также ТУРКМЕНИСТАН.