Содержание статьи
    Также по теме

    МОРОЗОВА, ФЕДОСЬЯ ПРОКОФЬЕВНА

    МОРОЗОВА, ФЕДОСЬЯ ПРОКОФЬЕВНА (Феодосия Прокопиевна) (в девичестве – Соковнина) (1632–1675) – боярыня, деятельница русского раскола, сподвижница протопопа Аввакума.

    В 1649 отдана замуж за Глеба Ивановича Морозова, брата всесильного временщика при царе Алексее Михайловиче бездетного Бориса Ивановича Морозова; вскоре родила сына Ивана. С 1662 после смерти обоих братьев Ф.П.Морозова остается наследницей их громадных богатств: у Б.И.Морозова в 19 уездах было 9100 (по другим данным – 7254) тяглых дворов с 55 тыс. крестьян, железоделательные, кирпичные и поташные заводы: у Г.И.Морозова было 2110 крестьянских дворов. Состояние Ф.П.Морозовой современники оценивали в два с половиной миллиона золотых рублей; богаче ее был только царь Алексей Михайлович да члены царского семейства. В подмосковном ее имении был дворец с мраморными полами, выездная посеребренная карета и «сад в две десятины с павами и павлинами». Заботясь о будущем единственного сына, вначале была занята думами о том, достаточно ли богат ее дом и достаточна ли знатна фамилия Морозовых («как дом строен, как славы нажить больше»), откуда взять невесту для сына («из добрыя ли породы или из обышныя»).

    Но вскоре после смерти мужа вместе с родной сестрой княгиней Е.П.Урусовой и подругой – женой стрелецкого полковника М.Г.Даниловой, становятся приверженцами и последовательницами протопопа Аввакума («столпа древнего благочестия»), вернувшегося в Москву из сибирской ссылки. Аввакум становится частым гостем в доме Феодосии в Белом городе возле церкви Георгия на Красной горке в Москве. Увлеченная идеями Аввакума, Феодосия порывает все связи в высшем боярском обществе и отдает служению старообрядческой общины себя и все свое богатство. Под пышной боярской одеждой она носит власяницу (чтобы «томить» тело), а по ночам, переодевшись в простое платье, ходит по темницам и богадельням, раздавая милостыню, кормя и леча увечных. Вскоре в своем доме она создала приют для странников, нищих, убогих и калек. Вновь сосланный в земляную тюрьму на берегу Белого моря, Аввакум ведет переписку с Ф.П.Морозовой, наставляя ее окончательно «отрешиться от земной славы, почестей, громкого имени и роскоши». Под его влиянием Феодосия в 1671 тайно постригается в монахини, приняв имя Феодоры.

    В том же году царь Алексей Михайлович овдовел и решил жениться вторично на молодой красавице Н.К.Нарышкиной. Ф.П.Морозова, как состоявшая в родстве с царской фамилией, по дворцовому этикету обязана была «в первых рядах стояти и титулу царскую говорити». Но она отказалась прибыть на торжество и тем, как считалось, лично оскорбила царя. Этого царь не должен был простить. В заштатные города из Москвы были сначала отправлены в ссылку родные братья Феодосии Алексей и Федор Соковнины, а в ночь на 16 ноября 1671 Ф.П.Морозова, Е.П.Урусова и М.Г.Данилова были взяты под стражу и помещены в Чудов монастырь в Москве. Там они были подвергнуты пытке «на дыбе и огне» с целью заставить заблудших отречься от «старой веры». Но приверженцы царской власти ничего не добились. Тогда всех троих отступниц поместили в подземелье монастыря. Но к ним потянулись старообрядцы с изъявлением солидарности с мученицами «за истинную веру». Царь повелел убрать Феодосию – «бунтовщицу хуже Разина» – из столицы. В это же время Феодосия получает известие о смерти сына, внезапно скончавшегося от неведомой болезни.

    Зимой 1671 Ф.П.Морозову и Е.П.Урусову, истомленных, но не сломленных, вывезли в Боровск (близ Калуги), где поместили в земляную тюрьму, запретив людям общаться с ними, а тот, кто нарушит запрет – «казнить, четвертовать и вешать». Был указ морить сестер голодом. Обе скончались в 1675, Феодосия – в ночь с 1 на 2 ноября 1675, как сказано в отписке «от глада и жажды, от задухи и вшей». После смерти тела обоих сестер завернули в рогожу и закопали в ограде острога.

    В 1682 выжившие братья Ф.П.Морозовой возложили в Боровске белокаменную мраморную плиту на могиле сестер-раскольниц – Феодосии и Евдокии.

    Протестное поведение Ф.П.Морозовой привлекало внимание к этой личности людей разных эпох. Художник В.И.Суриков в картине Боярыня Морозова (1887, хранится в Государственной Третьяковской галерее), изобразил закованную в цепи раскольницу, которую везут по улицам Москвы, чтобы подвергнуть ее унижению и позору, насмешкам и глумлению толпы. Прекрасное и вместе с тем страшное лицо боярыни Феодосии Морозовой с выражением непоколебимой веры олицетворяет духовный подвиг раскольницы.

    В 1912 в Боровске на месте захоронения сестер Ф. и Е.Морозовых решено было воздвигнуть часовню, но начавшаяся Первая мировая война помешала осуществить этот замысел. В начале 1980-х на месте захоронения прошли строительные работы для сооружения трехэтажного здания райкома партии; тогда же недалеко от этого места на городище был установлен деревянный крест в память мучениц. В 2000 Русская Православная Старообрядческая Церковь постановила возвести в их память часовню в Боровске: в 2001 было получено разрешение на ее строительство.

    Ирина Пушкарева

    Литература

    Тихонравов Н.С. Боярыня Морозова. – Русский вестник, 1865, № 9
    Румянцева В. Непокорная боярыня. – Наука и религия. 1975, № 6
    Осипов В.И., Осипова А.И. Боровские мученицы. – Старообрядчество: история, культура, современность, вып. 5. М.,1996