Содержание статьи
    Также по теме

    МУБАРАК, ХОСНИ

    МУБАРАК, ХОСНИ (Mubarak, Muhammad Hosni) (р. 1928), президент Египта. Родился 4 мая 1928 в провинции ал-Минуфийа. Окончил военный колледж в Каире в 1949 и летную школу в Бильбейсе в 1950, в которой служил инструктором с 1952 по 1959. В 1960-е годы учился в Академии Генерального штаба им. Фрунзе в Советском Союзе. После арабо-израильской войны 1967, в ходе которой были полностью уничтожены египетские военно-воздушные силы, Мубарак стал начальником военной летной школы, а в 1968–1972 начальником штаба ВВС. В 1972 был назначен командующим ВВС, участвовал в арабо-израильской войне 1973. В 1974 был удостоен звания маршала.

     В апреле 1975 президент Анвар Садат назначил Мубарака вице-президентом. После убийства Анвара Садата по итогам референдума в октябре 1981 был избран президентом Египта. Придя к власти, осуществил некоторую либерализацию общественной жизни и экономическую стабилизацию. Из заключения освободили более 1500 оппозиционных деятелей. Возобновились деятельность оппозиционных партий и выпуск оппозиционных газет. Одновременно он жестоко подавил исламских экстремистов: 300 человек были арестованы, четверо участников убийства Садата отданы под суд и казнены. Введенный в октябре 1981 закон о чрезвычайном положении остался в силе.

    В области внешней политики Мубарак сохранил общую ориентацию на США и западные государства, но предпринял меры по улучшению отношений с другими арабскими и мусульманскими странами. Были восстановлены дипломатические отношения с Иорданией, возобновлено военное сотрудничество с Саудовской Аравией и странами Персидского залива. Египет вернулся в Организацию Исламская конференция и Лигу арабских государств.

    В первой половине 1980-х Мубарак провел реорганизации и чистку правительственного и партийного аппарата, вытеснив из него сторонников Садата и чиновников, замешанных в коррупции. В области экономики, не отказываясь от проводимой Садатом политики «инфитаха», он попытался переориентировать капиталовложения на сферу производства, несколько укрепил государственный сектор и государственное регулирование ключевых отраслей. Одновременно поощрялись частный сектор и частная инициатива. Правительство старалось сохранять субсидирование цен на товары и услуги первой необходимости; попытки урезать их вызывали народные волнения. Но рост дефицита торгового баланса, увеличение внешнего долга (44 млрд. долл. в 1988) и экономические трудности побудили правительство во главе с премьер-министром Али Лютфи (1984–1986) пойти на введение мер жесткой экономии и поэтапную ликвидацию государственных субсидий. В ответ вспыхнули бунты, забастовки и волнения 1986, в ходе которых против правительства выступили даже полицейские. В результате их подавления более 100 человек были убиты, сотни ранены. Мубарак сместил министра внутренних дел. Назначенный в 1987 новый премьер-министр Атеф Сидки вновь укрепил меры государственного регулирования и договорился с Международным валютным фондом об отсрочке погашения четвертой части внешнего долга.

    В мае 1990 в Египте разразился политический кризис: Конституционный суд признал результаты парламентских выборов 1987 недействительными, а избирательный закон, предусматривавший выборы по спискам, – антиконституционным. Президент Мубарак провел референдум о роспуске парламента и, получив поддержку населения, назначил новые выборы. На них в ноябре-декабре 1990 вновь победила правительственная НДП. В 1990–1991 Египет поддержал Запад в конфликте с Ираком из-за Кувейта. Это вызвало бурные протесты в стране. В обмен США, Саудовская Аравия и страны Персидского залива списали Египту долги на сумму в 15 млрд. долларов, а затем западные страны-кредиторы заявили о готовности списать Египту половину его внешней задолженности. Условием было проведение структурных реформ рыночного характера. Одновременно Египет стремился к улучшению отношений со своими прежними противниками в арабском мире – Сирией и Ливией; с ними были подписаны соглашения о широком сотрудничестве в различных областях. Египетская дипломатия пыталась способствовать организации мирной конференции по Ближнему Востоку. Отношения с Суданом обострились в начале 1990-х из-за пограничных споров и обвинений в адрес южного соседа в поддержке исламских террористов. В 1995 Египет выслал группу суданских граждан из спорного района Халаиб и ввел въездные визы для суданцев. В ответ Судан пригрозил разорвать соглашения с Египтом о пользовании водой Нила. Отношения с Суданом улучшились только к концу 1990-х после разрыва суданского военного правительства с крайними исламистами.

    Переизбранный в октябре 1993 президентом страны М.Х.Мубарак, пообещал бескомпромиссно бороться с исламским терроризмом и осуществить программу реформ, согласованную с Международным валютным фондом. В обмен на кредиты от МВФ, Египет обязался сократить бюджетный дефицит и снизить инфляцию до уровня менее чем 10%.

    В ноябре-декабре 1995 в Египте прошли очередные выборы в Народное собрание, вновь принесшие победу правящей НДП. Однако многие египтяне не пришли голосовать: число проголосовавших составило 50–60% в сельских районах, но лишь 13% в Каире. «Братьям-мусульманам» не разрешено было участвовать в избирательной кампании. В ходе столкновений между сторонниками соперничавших партий и кандидатов погибли 70 человек, 800 получили ранения. Часть результатов была отменена решениями судебных органов. Оппозиция обвинила правительство в подтасовке выборов и коррупции. Подвергшийся критике за злоупотребления в ходе выборов премьер-министр А.Сидки ушел в отставку. В январе 1996 президент Мубарак назначил премьер-министром экономиста и бывшего министра планирования Камаля Ахмеда аль-Гансури, который вел успешные переговоры с МВФ и Всемирным банком. Ему поручили форсировать экономические реформы и приватизацию. Новое правительство обещало снизить безработицу, поощрять иностранных инвесторов и довести экономический рост до 8% в год. МВФ требовал резко сократить государственные субсидии и девальвировать египетский фунт, но власти все еще избегали таких мер, опасаясь серьезных протестов населения. Вместо этого они ориентировались на «плавный переход» к рыночной экономике. В 1997 был введен в действие закон, частично пересматривавший аграрную реформу 1952. Арендаторы, получившие землю в наследственное пользование, должны были отныне вносить арендную плату в «рыночных ценах». К концу 1998 Египет завершил выполнение программы структурных экономических реформ, согласованной в 1990 с МВФ. За это время были осуществлены приватизация государственных предприятий, сокращение субсидий на поддержание низких цен на продукты питания и услуги; уровень инфляции сократился с 20 до 4,3%.

    Либерализация режима в 1980-х – начале 1990-х сменилась новыми ограничениями демократических прав. В мае 1995 Народное собрание одобрило закон о печати, согласно которому полагалось тюремное заключение за распространение ложной информации и клевету на официальных лиц. Оппозиция резко критиковала эти меры. В декабре 1996 власти арестовали членов различных оппозиционных партий, обвинив их в «планировании заговора с целью свержения правительства». Вводились ограничения свободы печати и мнений. Активизировалась цензура: около 50 книг подверглись конфискации за «нарушение общественной морали и издевательство над религией». Одновременно с конца 1996 вновь наметились некоторые тенденции к послаблению в области культуры и средств массовой информации под девизом «танвир» (просвещение). Они были восприняты как попытка властей вступить в союз с пронасеровской интеллигенцией против растущего влияния исламистских кругов. Но уже с 1998 меры против оппозиции усилились. В декабре 1998 две недели пришлось провести под арестом генеральному секретарю Египетской организации по правам человека, в 1999 предъявлены обвинения в клевете на заместителя премьер-министра главному редактору газеты «Аш-Шааб» (орган оппозиционной СПТ) и трем его сотрудникам (в 2000 они были приговорены к тюремному заключению). В мае 1999 парламент принял закон, вводивший строгий правительственный контроль над неправительственными организациями.