Содержание статьи
    Также по теме

    ОЛЬГА

    ОЛЬГА (христианское имя – Елена) (ок. 920–969) – великая княгиня киевская, правительница Киевской Руси (945–969), жена киевского великого князя Игоря, мать князя Святослава Игоревича, первая христианка среди киевских князей.

    По преданию, происходила из древнего славянского рода, родилась недалеко от Пскова в селе Выбуты (Выбуцы) в верховьях реки Великой. После убийства древлянами мужа в 945 уничтожила два свадебных посольства к ней древлянского князя Мала («повелела Ольга отрокам своим засыпать живыми вместе с ладьей, и отроки исполнили повеление княгини»). В 946 по тому же языческому обычаю еще раз жестоко отомстила древлянам: сожгла их город Коростень (Искоростень), предала смерти более 5 тыс. его жителей, уничтожила почти поголовно древлянскую знать; при разгроме города погиб и сам князь Мал.

    В ходе своего неограниченного правления (сын Святослав был в постоянных походах) регулярно совершала объезды подвластных Киеву земель, – новогородских, псковских, расположенных вдоль реки Десна и других.

    В 945 осуществила первую в русской истории финансово-административную реформу: если ее муж Игорь собирал дань с подвластых земель, когда ему вздумается и сколько вздумается («всхыщая и грабяху»), то она установила точный размер взимаемой в пользу Киева размеры дани («полюдья») – «уроки» (или «оброки»), периодичность сбора («уставы») и места, куда следовало привозить «полюдье» («погосты»). Подвластные Киеву земли оказались поделены на административные единицы, в каждой из которых был поставлен княжеский администратор («тиун»).

    По мере расширения земельных владений княжества, Ольга стремилась упрочить власть киевских князей на возможно большей территории.

    Укрепляя и расширяя международные связи, княгиня вступила в контакт с римской церковью, но предпочла более тесные торгово-экономические связи с Византией.

    В 954 с целью их укрепления совершила первую поездку в Царьград (Константинополь). В 955 – вторую – когда торжественно явилась в столицу Византии с большой свитой. Цели поездки русской княгини были не совсем ясны, а потому обросли легендой. Согласно одним данным, сам византийский император Константин Багрянородный был заинтересован в союзе с Русью и просил у нее «воев» (воинов) «в помощь». Согласно иным данным, княгиня Ольга желала женить своего сына Святослава на одной из дочерей императора. В летописи попала легенда о том, что сам Константин Багрянородный сватался к этой немолодой уже русской вдове. Однако Ольга отвергла его, сославшись вначале на то, что она язычница. Когда же император вызвался сам крестить ее и быть ее восприемником от купели (что и изображено в поздних летописных миниатюрах), Ольга якобы проявила завидное знание христианского канона, воспрещавшего жениться на восприемницах. Возможно, легенда сохранила в искаженной форме историю неудачного сватовства сына Ольги Святослава к одной из дочерей императора.

    Так или иначе, но Ольга в это свою вторую поездку в Византию стала первой русской княгиней-христианкой. Император Константин Багрянородный, давший ей христианское имя Елена в честь своей матери, выразил тем самым особое почтение к восприемнице.

    Возвратившись в Киев, Ольга воздвигла несколько деревянных храмов с целью распространения христианства в киевских и псковских землях. Но попытка заставить принять христианство сына Святослава окончилась его отказом. Сын к этому времени стал уже взрослым и, как сообщает летописец, полюбил ратное дело.

    В то время как Святослав много времени проводил в походах, Ольга по сути дела продолжала заниматься всеми делами внутреннего управления страной. Обменивалась посольствами с германским императором Оттоном I, однако христианского миссионера-католика выслала из Русских земель, поскольку, как она считала, он «был умом прост и просторек».

    В 968 вызвала из военного похода сына Святослава, находившегося в тот момент у днепровских порогов, для зашиты от осадивших Киев печенегов.

    Умерла не ранее июля 969 в Киеве, причем летописец сообщает, что «плакали все по ней плачем великим сын ее и внуки и все люди». Соблюдая правила новой веры, повелела сыну перед смертью не совершать над ее могилой языческой тризны. Внук Ольги Владимир Святославич распорядился перенести ее мощи перенесены в Десятинный храм Успения в Киеве.

    В 1547 Ольга как первая русская правительница-христианка была причислена Русской Православной Церковью к лику равноапостольных святых. Время правления Ольги и ее сына Святослава завершило 150-летнюю историю существования языческой Древней Руси, оформившейся в последнюю треть 10 в. в государство Русь.

    Наталья Пушкарева

    Литература

    Греков Б.Д. Киевская Русь. М., 1953
    Повесть временных лет, тт. 1–2. М. – Л., 1959
    Сахаров А.Н. Дипломатия Древней Руси: IX – первая половина X века. М., 1980
    Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII–XIII вв. М., 1982
    Пушкарева Н.Л. Женщина Древней Руси. М., 1989