Также по теме

РОССИЯ, ИСТОРИЯ

РОССИЯ, ИСТОРИЯ. Историю Российского государства можно разделить на три периода: с начала становления русского народа до 1917, который ознаменовал конец Российской империи; от 1917 до распада СССР в 1991; от распада СССР и до настоящего времени. В этой статье рассматривается первый период. Об истории второго и третьего периодов.

Восточные славяне.

Племенные группы восточных славян были среди первых обитателей земель, позже названных Киевской Русью. Источники 6 в., в том числе византиец Прокопий Кесарийский и готский автор Иордан, отождествляют с восточными славянами антов – группу племен, занимавшую территорию, доходившую на юге до Черного моря, на западе – до низовьев Дуная, а на востоке – до Северского Донца. Согласно первому источнику по ранней истории России – Повести временных лет (составлена в начале 12 в. монахом Киево-Печерского монастыря Нестором), древние восточные славяне составляли более десятка племен, которые жили на обширном пространстве от Черного моря на юге до Ладоги на севере, от Дуная и Карпатских гор на западе до Волги на востоке. В числе этих племен были поляне, обитавшие в среднем течении Днепра, словене, жившие в окрестностях Ильменского озера, а также древляне, радимичи, вятичи, северяне, белые хорваты, дулебы, уличи, кривичи, тиверцы, дреговичи и др. Первоначальное их происхождение точно не известно; по некоторым теориям, прародина славян очерчена южными границами болот Припяти, долиной Вислы и северными Карпатами. Славянские племена издавна занимались земледелием, охотой, рыболовством и скотоводством. Кроме того, во многих поселениях славян, возникавших в долинах Днепра, Донца и Волхова, налаживались примитивные ремесла, включая гончарное и ткацкое. На значимость сельского хозяйства для раннего племенного общества славян указывает преобладание соответствующих культов и природных богов восточнославянского языческого пантеона.

Миграции азиатских племен.

Географическое положение Руси на перекрестке евроазиатских торговых и миграционных путей сыграло решающую роль на начальном этапе ее политического развития. Начиная с прихода киммерийцев в южную Русь (ок. 1000–700 до н.э.) и вплоть до монголо-татарского ига (ок. 1240–1480) история Руси – это почти беспрерывная борьба между оседлыми (в основном славянскими) и кочевыми (по преимуществу азиатскими) народами, передвигавшимися с востока на запад по прикаспийским и причерноморским степям. К первым кочевым племенам, оказавшим влияние на Русь, относятся скифы (7 в. до н.э.) и сарматы (4 в. до н.э.). Они обладали военным превосходством над славянами благодаря умению изготавливать луки и стрелы и использованию конницы. Позже в южных степях появились гунны (4 и 5 вв.), авары (6–9 вв.) и хазары (7–10 вв.). Хазары не только занимались скотоводством и воевали, но и создали торговые города – такие, как Итиль, Семендер, Саркел в нижнем течении Волги и Дона. Освободив вятичей от власти хазар, киевский князь Святослав в 964 разрушил Хазарское государство (Хазарский каганат).

Русь, варяги и возникновение Киева.

Самый ранний русский государственный союз, согласно Повести временных лет, был создан в Новгороде на Волхове тремя варяжско-русскими братьями – Рюриком, Синеусом и Трувором (862). Из Новгорода Русь распространила свое влияние и на Киев, который при наследнике Рюрика, Олеге, стал русской столицей. Слово «Русь» истолковывалось по-разному: и как вариант финского слова «Ruotsi», обозначавшего шведов, и как название приазовского племени антов, и как топоним «Ра» – древнего названия Волги. Так называемая норманнская теория утверждала, что варяги и русы были скандинавами (норманнами), прибывшими на земли Руси как торговцы и воины. Антинорманнская теория предполагает, что не скандинавы, а славяне были доминирующим народом в процессе образования первых политических структур будущего российского государства. Сегодня многие ученые считают, что слово «Русь» – неэтнический термин; им называлась группа славянских, скандинавских и финских купцов и наемников, объединявшихся во взаимовыгодные военные и торговые союзы. Киевская Русь, располагавшаяся на ключевых речных торговых путях, постепенно расширяла сферу своего господства над другими славянскими племенами и городами.

Киев и Новгород.

Упрочение политического и экономического влияния Киевской Руси связывают с именами новгородского князя Рюрика (ум. ок. 879) и Олега (правил в 879–912), который в 882 стал киевским князем. Решающую роль в экономическом развитии Киева сыграл контроль над Днепром и его притоками, особенно в тех местах, где проход без волоков в бассейны Западной Двины и Волхова был невозможен. Русь взимала дань с соседних славянских племен, таких, как древляне, завоеванные преемником Олега – Игорем (правил в 912–945), а также вдовой ИгоряОльгой (ум. 969). Игорь принял титул великого князя, утвердив верховный статус Киева относительно других городов Руси. Великий князь с помощью дружины сохранял контроль над Киевом, а другие русские города и земли он отдавал в управление своим сыновьям и другим родственникам. Первые князья обладали правом на власть, но представления о княжеском владении земельной собственностью развились позже.

Торговля по водному пути Днепра, Волхова и Западной Двины («из варяг в греки») в течение длительного времени была главным занятием и условием процветания русов. Их торговыми партнерами были Византия, торговые города Балтийского моря и мусульманские соседи с Юго-Востока. Важным предметом торговли, кроме мехов, воска, меда, предметов роскоши, было зерно. Зерновые культуры возделывались как в лесостепных юго-восточных районах (пшеница), так и на лесном севере (рожь, ячмень и овес). Поначалу крестьяне развивали подсечное земледелие; со временем появился двупольный и трехпольный севооборот.

Торговые и культурные связи Руси с Византией сыграли ключевую роль в развитии (и последующем упадке) Киевской Руси. В 988–989 было принято православное христианство, принесенное из Византии в годы правления великого князя Владимира (980–1015); позже появилось и монашество. Православные монастыри стали важными культурными центрами. На Руси под влиянием византийского изобразительного искусства стали развиваться иконопись, мозаичная и фресковая живопись, оформился особый русский храмовый стиль, архитектурной особенностью которого был купол в виде луковки.

Великим князем в 1019, после гибели в междоусобной борьбе одиннадцати его братьев, стал сын Владимира Ярослав Мудрый (правил в 1019–1054). При Ярославе был составлен первый собственный юридический кодекс – Русская правда, основывавшийся на племенном славянском праве с византийскими элементами. Система наследования в династии Рюриковичей получила обоснование при Ярославе и сводилась к передаче титула великого князя последовательно старшим сыновьям в семье. Правящая династия находилась в Киеве и держала в повиновении другие города и княжества с помощью военной аристократии, члены которой выбирались великим князем для служения в Думе. В делах местного управления в городах Руси определенную роль играло собрание городской знати, или Вече.

Вече в Новгороде приобрело значительную власть. В течение 11 в. новгородцы постепенно выходили из-под прямого подчинения Киеву. Новгородское Вече к тому времени ввело должность посадника. Занимать его мог только боярин, который вершил суд и отвечал за защиту города от нападений. Вече выбирало посадника и могло даже отказать киевскому князю в праве властвовать над городом. С 1136, когда Вече изгнало киевского князя Всеволода, Новгород утвердился в праве принимать или отстранять от власти князей, посылавшихся из Киева. Два десятилетия спустя, в 1156, новгородцы закрепили за Вечем право избирать собственных архиепископов.

В политической жизни Новгорода доминирующие позиции занимали бояре. Город являлся крупнейшим ремесленным и торговым центром, а большое число сохранившихся берестяных грамот средневекового периода подтверждает наличие здесь высокого уровня грамотности. С середины 12 и до конца 15 в. Новгород был одним из самых оживленных торговых центров Европы. Водные пути связывали город со скандинавскими и балтийскими землями, а также (через волоки) с Киевом и волжскими землями. Новгород имел свою, отличную от киевской, монету и свою систему мер и весов. После перекрытия половцами пути из варяг в греки в низовьях Днепра (конец 11 в.) и упадка Киева (12 в.) значение города возросло, и он стал именоваться Господином Великим Новгородом.