Также по теме

РУАНДА-УРУНДИ

РУАНДА-УРУНДИ, административно-территориальная единица в Восточной Африке, просуществовавшая с 1885 по 1962. С 15 в. на этой территории находились два африканских королевства – Руанда и Урунди. В 1885 по решению Берлинской конференции, созванной для решения вопроса о разделе Тропической Африки, эти государства вошли в состав колонии Германская Восточная Африка, и это объединение получило название Руанда-Урунди. В 1897 немцы установили контроль над всей территорией своего нового владения. В 1916 Руанда-Урунди была захвачена бельгийскими войсками. По окончании Первой мировой войны Руанда-Урунди получила статус подмандатной территории Лиги наций под управлением Бельгии, а после Второй мировой войны – статус подопечной территории ООН под управлением Бельгии. В соответствии с решением ООН о ликвидации бельгийской опеки над Руандой-Урунди 1 июля 1962 на ее территории были образованы два независимых государства, которые получили название Руанда и Бурунди.

Состав населения и социальная структура.

Из исторических данных следует, что между Руандой и Бурунди никогда не существовали близкие отношения, и межнациональные браки заключались редко. Однако этническая и социальная структуры Руанды и Бурунди в значительной степени сходны. В них проживали три народа – тутси (батутси или ватутси), хуту (бахуту) и пигмеи тва (батва), которые различались между собой по физическому облику, образу жизни, а также социальному и политическому статусу. Тутси составляли 15% общей численности населения (от 3 до 30% в различных районах), хуту – 84% и тва – 1%.

Немногочисленные тва проживают преимущественно в лесных районах, занимаясь охотой и сбором дикорастущих плодов. Небольшая часть тва отошла от кочевого образа жизни и работает по найму у тутси в качестве гончаров, клоунов, актеров. Основное занятие составляющих подавляющее большинство населения хуту – земледелие, а у тутси – скотоводство. Кроме того, тутси традиционно славятся своими качествами воинов. В традиционном обществе скотоводство наряду с военной службой считались самыми почетными и благородными занятиями. Издавна скот являлся символом богатства и могущества и никогда не забивался на мясо. У скотоводов лучшей пищей считались молоко, масло, а также кровь домашних животных.

Вероятно, коренным населением этого региона были тва. После вторжения земледельцев-хуту тва ушли в леса. Последними пришли кочевники скотоводы-тутси. Расселившись среди хуту, тутси постепенно установили над ними господство: тутси переняли у хуту языки банту (киньяруанда и кирунди).

Руанда и Урунди стали централизованными королевствами феодального типа, в основе которых лежало крепостное право. Во главе каждого из этих государств стоял могущественный верховный правитель, мвами, который считался владельцем всего скота и всей земли. Поначалу хуту признали господство над собой тутси и выплачивали им дань. Позже все земли хуту были конфискованы. Правда, хуту по-прежнему разрешалось обрабатывать свои земли, чтобы собирать урожай для самообеспечения, но они были также обязаны работать на своих хозяев-тутси. В конце концов сформировалась система полной личной зависимости крестьян-хуту от господ-тутси, которая в Руанде получила название ubuhake, а в Урунди – ubugabire. Важнейшим элементом системы подчинения стал принудительный труд. Хозяин тутси был патроном своих крепостных хуту, которые обязаны были поставлять своему господину продовольствие, строить ему жилище, помогать в военное время и т.д. Если в результате напряженного труда хуту накапливал излишки продовольствия, тутси мог их забрать себе. Система личной зависимости в Урунди по сравнению с Руандой была менее жесткой. Кроме того, процесс передачи земельной собственности от хуту в пользу мвами занял продолжительное время и в разных районах принимал различные формы.

В Руанде сложилась более организованная система централизованного управления феодального типа, чем в Урунди. Власть на местах осуществляли три вождя, отвечавших за сельское хозяйство, скотоводство и ведение войны. Эти вожди являлись опорой центральной власти, представленной мвами и биру, советом короны. Среди тутси в Урунди выделялась немногочисленная аристократическая каста, правящий род ганва, члены которого осуществляли всю полноту власти в своих районах. Местные правители порой бросали серьезные вызовы верховной власти мвами. В Руанде и в Урунди тутси опирались на армию, которая являлась весьма престижной школой для молодежи тутси.

Доколониальная история.

До сих пор не установлено, когда хуту появились на территории Руанды-Урунди. Во всяком случае, они расселились здесь до прихода тутси, которые связаны с хима, правящим классом государств Межозерья от Уньоро (Буньоро) до Бухи, расположенных в центральной и восточной частях Африки. Согласно устной традиции, тутси происходят из королевства Китара, которое занимало обширные пространства между оз. Альберт и р.Виктория-Нил.

Безусловно, первые тутси, или хима, появились в этом регионе еще до 15 в. Легенды тутси рассказывают о первом короле Руанды Гиханге, который захватил территорию нескольких королевств хима, разгромил нескольких могущественных бахинза, королей хуту, и распространил свою власть над всем регионом, который в настоящее время составляет территорию Руанды. Более точные сведения появляются лишь с эпохи т.н. «исторических» королей, жизнь и деяния которых нашли отражение в хрониках и произведениях придворных летописцев и поэтов Руанды. История Урунди стала известна лишь благодаря руандийским хронистам, которые рассказывали о взаимоотношениях двух королевств.

Второй «исторический» король Руанды Сирима I и его сын Кигери I вели продолжительные войны с последними королями хуту. В период правления 6–11-го «исторических» королей Руанда превратилась в могущественное государство и разгромила большинство других королевств хима, за исключением Урунди. При Юхи III и Кигери III, 11-м и 13-м «исторических» руандийских королях, были одержаны победы в битвах с королями Урунди. В правление Мутары II, 16-го «исторического» короля, территория Руанды обрела свои современные очертания. Безуспешной оказалась попытка короля Кигери IV (1853–1895) завоевать Урунди. Урундийский король Мвези IV Гисабо, правивший до 1908, сохранил свои владения в современных государственных границах. Во время правления короля Руанды Юхи V Мусинги и короля Урунди Мвези IV на территории обоих королевств появились немцы. Если король Руанды быстро признал власть Германии, то Мвези IV сопротивлялся вплоть до 1903.

Колониальный период.

Первые европейские исследователи и путешественники, появившиеся на территории Руанды-Урунди, искали истоки Нила. В 1871 Давид Ливингстон и Г.М.Стэнли достигли оз. Танганьика примерно в 15 км от современной Бужумбуры. В 1892 немецкий путешественник Оскар Бауман исследовал внутренние районы Руанды-Урунди. Спустя два года А.Гётцен во главе экспедиционного корпуса пересек Руанду с запада на восток и первым из европейцев встретился с мвами Кигери IV. Затем последовал ряд других важных экспедиций. Первая католическая миссия прибыла в этот район в 1879, а в 1881 все миссионеры были убиты. В 1898–1900 была основана постоянная католическая миссия. Деятельность протестантских миссий началась в 1907.

Период германского господства.

В 1897, через двенадцать лет после Берлинской конференции, в Усумбуре (совр. Бужумбура) был основан германский военный пост. В 1907 в Кигали была создана колониальная администрация Руанды. Резидентом, или представителем генерал-губернатора Германской Восточной Африки, который сам находился в Дар-эс-Саламе, был назначен Рихард Кандт, автор первой содержательной книги о Руанде-Урунди Исток Нила. В 1912 резиденция колониальной администрации Урунди была переведена из Усумбуры в Гитегу.

Функции германской администрации сводились к поддержанию мира и общественного порядка. Она поощряла деятельность исследовательских экспедиций и создание новых протестантских и католических миссий. В соответствии с принципами косвенного управления была сохранена власть мвами. Между германскими резидентами и мвами Руанды Юхи V сложились прекрасные отношения. Однако взаимоотношения знати и колониальных властей в Урунди осложнялись конфликтами, которые то и дело вспыхивали между мвами и его непокорными вассалами на местах. Деятельность германской колониальной администрации в существенной степени способствовала изучению страны и созданию христианских миссий, но не отразилась на традиционной социальной структуре, сложившейся в этом регионе.