Содержание статьи
Также по теме

СМЭТС, ЯН ХРИСТИАН

СМЭТС, ЯН ХРИСТИАН (Smuts, Jan Christian) (1870–1950), премьер-министр Южно-Африканского Союза (позднее Южно-Африканской Республики). Родился 24 мая 1870 в Бовенплаце близ Рибек-Уэста в Капской колонии. Учился в университете Виктории в Стелленбоше, затем в Крайст-колледже Кембриджского университета. В 1898 стал прокурором Трансвааля. В течение 1899 вел переговоры с Великобританией относительно политических прав уитлендеров. После того как британские войска захватили Преторию, Смэтс отвел отряды буров в Капскую колонию, но в мае 1902 понял, что дальнейшее сопротивление бессмысленно. На переговорах в Феринихинге рекомендовал бурским руководителям принять предложенные Великобританией условия мира.

С приходом в 1905 к власти в Великобритании Либеральной партии Смэтс отправился в Лондон и убедил правительство ввести в Трансваале режим самоуправления и установить избирательную систему, которая бы давала преимущество африканерам. Впоследствии проводил политику сотрудничества с Великобританией и Южно-Африканским союзом.

Во время Первой мировой войны Смэтс участвовал в подавлении мятежа африканеров и завоевании Германской Юго-Западной Африки; командовал британскими силами в Восточной Африке и стал членом военного правительства Д.Ллойда Джорджа.

После смерти Боты в 1919 Смэтс сменил его на посту премьер-министра. Потерпев поражение от лидера Националистической партии Дж.Герцога в 1924, Смэтс посвятил себя занятиям философией. Вернулся к государственной деятельности во время экономической депрессии 1930-х годов. Был заместителем премьер-министра Герцога. В 1939 Смэтс сформировал правительство, которое объявило войну Германии.

В 1948 партия Смэтса проиграла на всеобщих выборах Национальной партии во главе с Д.Маланом.

Умер Смэтс в Айрине близ Претории 11 сентября 1950.

 Courtesy of the World War I Document Archive (www.gwpda.org)     ЯН ХРИСТИАН СМЭТС

Философия.

Смэтс был создателем философии «холизма» (от греч. holos – целое), согласно которой главным фактором эволюции является стремление к созиданию целостностей. Он полагал, что даже в неорганической материи ясно прослеживается тенденция к формированию структур или целостностей; ее можно проследить в строении атома и свойствах химических соединений. Эта тенденция еще более очевидна в живой клетке, поведение которой нельзя объяснить законами механики, поскольку клетка является наглядным примером подчинения чрезвычайно сложной системы частей интересам целого. С появлением разума контроль, осуществляемый этой целостностью, обретает сознание, и развитие начинает происходить гораздо более быстрыми темпами. Венцом эволюции является личность, в которой мы сразу получаем как широчайшее разнообразие частей, физических и духовных, так и наиболее ярко выраженную индивидуальность. «Холизм, – писал Смэтс, – не только созидателен, но и самосозидателен, и его конечные структуры гораздо более целостны, чем его первоначальные структуры». Смэтс полагал, что Дарвин переоценивал значение принципа выживания сильнейших и мало внимания уделял позитивным источникам эволюции. Он был убежден, что его концепция окончательно опровергла механистическую теорию в биологии, а в понятии единой личности человечество получило надежное основание для этики. Смэтс изложил свою философию в книге Холизм и эволюция (Holism and Evolution, 1926).

Литература