Содержание статьи
    Также по теме

    ТАЛИБАН

    ТАЛИБАН, исламистское движение, правившее Афганистаном в 1996–2001.

    Создано муллой М.Омаром в афганской провинции Кандагар весной 1994 во время гражданской войны 1992–1996; с осени 1994 его основу составляли талибы («изучающие ислам») – пуштунские студенты из пакистанских религиозных школ; отсюда название «Талибан». Получив помощь от Пакистана (вооружение, военные инструкторы), зимой 1994/1995 талибы начали борьбу за власть с различными группировками муджахедов. В 1995 они установили контроль над Южным и Западным Афганистаном и зимой 1995–1996 осадили Кабул. В марте 1996 муджахедские группировки Б.Раббани и Г.Хекматиара образовали против них коалицию, но 26 сентября 1996 талибы вытеснили их из афганской столицы и провозгласили Исламский эмират Афганистан; его главой стал М.Омар. В мае 1997, воспользовавшись расколом узбекской группировки Р.Достума, они попытались овладеть Мазари-Шарифом, но потерпели неудачу. Однако в августе 1998 им удалось взять этот город и подчинить большую часть Северного Афганистана. Под контролем антиталибских сил (Северный Альянс) осталась лишь небольшая область на северо-западе страны. Но, хотя в руках талибов оказалось 90% афганской территории, их правительство было официально признано только Пакистаном, Саудовской Аравией и Объединенными Арабскими Эмиратами.

    «Талибан» установил в Афганистане исламистский режим, основанный на строгом исполнении норм шариата, в трактовке которых радикальный ваххабизм соединялся с местной этико-дисциплинарной традицией. Был наложен запрет на телевидение, интернет, изобразительное искусство, музыкальные инструменты, белую обувь (белый – цвет талибского флага). Мужчинам предписывалось обязательно носить бороду определенной длины. Женщинам не позволялось работать, лечиться у врачей-мужчин, появляться в общественных местах с открытым лицом и без мужа или родственника мужского пола; был значительно ограничен их доступ к образованию (в 2001 девочки составляли только 1% посещающих школу). Широко практиковались средневековые виды наказаний: за воровство отрубали одну или две руки, за супружескую неверность побивали камнями; в большом ходу были публичные телесные наказания. Талибы отличались крайней религиозной нетерпимостью. Будучи приверженцами суннитской формы ислама, они преследовали шиитов, из-за чего резко ухудшились их отношения с соседним Ираном. В марте 2001 они взорвали две гигантские статуи Будды, вырезанные в скалах Бамиана в 3 и в 6 в., что вызвало осуждение во всем мире.

    Хотя талибы покончили с гражданской войной, в период их правления пришли в упадок система образования, здравоохранение, коммунальное хозяйство, увеличилась безработица; после суровой зимы 2000–2001 во многих провинциях разразился голод, возрос поток беженцев в Пакистан. При попустительстве властей процветала контрабанда (особенно, электроники) и производство опиума, с которого они взимали 10% налог. В июле 2000 под нажимом зарубежных стран афганское руководство запретило выращивание и продажу опиумного мака, что привело к сокращению его мирового производства в три раза.

    Особенно подорвало репутацию талибского режима его сотрудничество с террористическими организациями, в том числе с «Аль-Каидой». На афганской территории действовали тренировочные лагеря боевиков. В августе 1998 ВМС США нанесли по некоторым из них бомбовый удар в отместку за взрывы у американских посольств в Восточной Африке. В 1999 и 2000 Совет Безопасности ООН принял две резолюции с призывом к талибам прекратить поддержку терроризма, однако те полностью их проигнорировали.

    На следующий день после теракта 21 сентября 2001, организованного «Аль-Каидой», США обвинили талибское руководство в пособничестве и, угрожая применением силы, потребовали от него выдачи ее лидера У.бен Ладена. Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты разорвали дипломатические отношения с талибами. 7 октября войска США и их союзников совместно с отрядами Северного Альянса начали военную операцию в Афганистане. После падения 9 ноября Мазари-Шарифа провинции одна за другой стали переходить на сторону антиталибской коалиции. 12 ноября талибы были вынуждены оставить Кабул, а к 9 декабря отступили в пограничные с Пакистаном районы. Часть умеренных лидеров «Талибана» признала новое правительство Х.Карзая, значительная часть его рядовых членов отказалась от вооруженной борьбы и вернулась к мирной жизни. Многие радикально настроенные талибы находятся в тюрьмах, в эмиграции или ушли в подполье. М.Омар не пойман до сих пор.

    Иван Кривушин

    Литература

    Умнов А.Ю. «Талибан» в исламском контексте – В кн.: Ислам на постсоветском пространстве: взгляд изнутри. М., 2001
    Goodson L.P. Afghanistan's endless war: State failure, regional politics, and the rise of the Taliban. Seattle; London, 2001
    Марсден П. Талибан: Война и религия в Афганистане. М., 2002
    Сикоев Р.Р. Талибы (религиозно-политический портрет). М., 2002
    Рашид А. Талибан. Ислам, нефть и новая Большая игра в Центральной Азии. М., 2003
    Никитенко Е.Г. Движение «Талибан»: прошлое или будущее? – Военная мысль. № 4, 2004