Содержание статьи
    Также по теме

    ВАН БИ

    ВАН БИ (226–249), Ван Фусы, философ, один из родоначальников сюань сюэ – синтезирующего конфуцианство и даосизм «учения о таинственном», то есть о сверхчувственных основаниях бытия, и связанной с этим учением диалогической традиции умозрительных спекуляций – «чистых бесед» (цин тань). Родился в Шаньяне (Цзяоцзоши, совр. провинция Хэнань). Был крупным сановником (шаншулан) в царстве Вэй (династия Ранняя Вэй, 220–264). Излагал оригинальные идеи в комментариях к конфуцианской и даосской классике, из которых сохранились: Чжоу и люэ ли (Основные положения «Чжоуских перемен», или Основные принципы «Книги перемен» – русский перевод А.А.Петрова, см. литературу); Чжоу и чжу (Комментарий к «Чжоуским переменам»); Лао-цзы чжу (Комментарий к «Лао-цзы») – наиболее авторитетные комментарии к Дао дэ цзину, возможно, древнейшие; атрибутированные в середине 20 в., входящие в Дао цзан (№ 1245 и гл. в № 1032, по Конкордансу К.Скиппера) Лао-цзы вэй чжи ли люэ (Сжатые положения о глубинном смысле «Лао-цзы») и Лао-цзы чжи гуй люэ ли (Сжатые положения об основном смысле «Лао-цзы»); фрагменты Лунь юй ши и (Разъяснения сомнительных мест в «Суждениях и беседах»).

    Стремясь обосновать конфуцианские взгляды на общество и человека с помощью даосской метафизики, а не натурфилософии своих предшественников – конфуцианцев эпохи Хань (3 в. до н.э. – 3 в. н.э.), Ван Би выработал систему категорий, оказавшую в дальнейшем значительное влияние на понятийный аппарат и концепции китайского буддизма и неоконфуцианства. Он первым ввел фундаментальную оппозицию «ти – юн» в значении: «телесная сущность (субстанция) – деятельное проявление (функция, акциденция)». Исходя из определений дао и тезиса «наличие/бытие (ю) рождается из отсутствия/небытия (у1)» в Дао дэ цзине (§ 40), Ван Би отождествил дао с «отсутствием/небытием» (у1), трактуемым как «единая» (и, гуа), «центральная» (чжун2), «предельная» (цзи2) и «главенствующая» (чжу, цзун) «первосущность» (бэнь ти), в которой совпадают друг с другом «телесная сущность» и ее «проявление» (см. Ю – У). Главенство универсального дао Ван Би понимал как законосообразное, а не фаталистическое, истолковывая и дао, и «предопределение/судьбу» (мин1) с помощью категории «принцип» (ли1). «Принципы» он считал конститутивными компонентами «вещей» (у3) и противопоставлял «делам/событиям» (ши3). Многообразие непредсказуемых явлений, по Ван Би, обусловлено также противоположностью (фань, см. ГУА) между их «телесной сущностью» и чувств, свойствами (цин2), природной основой (чжи4, см. ВЭНЬ) и устремлениями, реализуясь прежде всего во времени.

    Ван Би интерпретировал учение Чжоу и как теорию временных процессов и изменений, определив, что главные элементы трактата – символические категории гуа суть «времена» (ши1). Однако зафиксированные в гуа общепроцессуальные закономерности не сводимы к конкретным образам и не могут служить основой для однозначных предсказаний – «вычислений жребия» (суань шу). Это философское истолкование учения Чжоу и было направлено против его мантической интерпретации в предшествующей нумерологической (сян шу чжи сюэ) традиции и получило дальнейшее развитие у неоконфуцианца Чэн И (11 в.). В неоконфуцианстве была развита также предложенная Ван Би трактовка категории ли1, а положение о дихотомии ли1 и ши3 – в учении буддийской школы Хуаянь.

          ВАН БИ

    Литература

    Петров А.А. Bан Би (226–249). Из истории китайской философии. – Труды Института востоковедения, т. 13. М. – Л., 1936
    История китайской философии. М., 1989
    Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994