Содержание статьи
    Также по теме

    ВАН ЧУАНЬШАНЬ

    ВАН ЧУАНЬШАНЬ. Ван Фучжи, Ван Эрнун, Ван Цзянчжай, выдающийся китайский философ-неоконфуцианец и ученый энциклопедист. Родился в интеллигентной семье 7 октября 1619 в Хэнъяне уезда Хэнчжоу, с детства отличался недюжинными способностями и в 1642 получил среднюю ученую степень цзюй жэнь.

    Дальнейшему развитию его ученой карьеры помешали события, связанные с падением империи Мин (1368–1644). Подобно двум другим крупнейшим китайским мыслителем 17 в., Хуан Цзунси (1610–1695) и Гу Яньу (1613–1682), Ван Чуаньшань всеми доступными средствами оказывал сопротивление вторгшимся в Китай маньчжурам. В 1648-1650 после воцарения в Пекине иноземной династии Цин (1644) он участвовал в деятельности на юге страны антицинского правительства во главе с минским принцем Чжу Юланом (Гуй-ваном). В 1651 Ван Чуаньшань вернулся на родину, в провинцию Хунань и провел там оставшуюся часть жизни, ведя уединенный, отрешенный от официальных дел образ жизни. Умер он 18 февраля 1692 в Шичуаньшане провинции Хунань.

    Спектр его интересов необычайно широк, это – и философия (помимо конфуцианской даосская и буддийская), и история, и литература, и естественные науки, в том числе начинавшие проникать с Запада. Столь же велика его плодовитость, близкая к рекордной в истории китайской философии: им написано более ста произведений, из которых до сих пор обнаружено и опубликовано около семидесяти. При жизни мыслитель вообще не публиковался, Первое собрание его сочинений увидело свет в 1866 под эгидой известного государственного деятеля и мыслителя Цзэн Гофаня (1811–1872).

    Важнейшие философско-теоретические сочинения Ван Чуаньшаня – Чжоу и вай чжуань (Внешний комментарий к «Чжоуским переменам», 1656), Чжоу и нэй чжуань (Внутренний комментарий к «Чжоуским переменам», 1686), Шан шу инь и (Введение в «Досточтимые писания», после 1656), Ши гуан чжуань (Общий комментарий к «[Канону] стихов», после 1656), Ду Сы шу да цюань шо (Рассуждения по прочтении «Четверокнижия» в великой полноте [изъяснений], 1666), Чжан-цзы Чжэн мэн чжу (Комментарии к «Исправлению невежественной незрелости» учителя Чжан [Цзая], около 1680), Сы вэнь лу (Записи размышлений и вопросов, до 1680), Лао-цзы янь (Раскрытие «Лао-цзы», 1656–1673), Чжуан-цзы тун (Проникновение в «Чжуан-цзы», 1680), Сян цзун ло со (Основы [вероучения буддийской] школы [фа-]сян, 1682); обществоведно-исторические труды – Хуан шу (Желтая книга, 1656), Э мэн (Зловещий сон, 1683), Ду Тун цзянь лунь (Суждения по прочтении «Всеобщего зерцала [истории]», 1688), Сун лунь (Суждения [об эпохе] Сун, около 1688).

    Живя анахоретом, в отрыве от ученой среды, Ван Чуаньшань, тем не менее, следовал традиционной для китайской философии установке на самый широкий синтез идей своих предшественников (из которых помимо классиков он особо выделял сунского неоконфуцианца Чжан Цзая, 1020–1078) и современников.

    Вслед за Чжан Цзаем Ван Чуаньшань выдвинул тезис «Великая пустота – единая реальность» (тай сюй и ши чжэ е), согласно которому первооснову мироздания составляет всеобъемлющее вместилище «Великая пустота», наполненное единой и неуничтожимой субстанцией – «пневмой» (ци1), которая, динамически трансформируясь, сгущаясь и разрежаясь, образует все многообразие «тьмы вещей». В противоположность доминировавшей неоконфуцианской школе Чэн И (1033–1107) – Чжу Си (1130–1200), подчеркивая первоосновной характер пневмы, Ван Чуаньшань утверждал, что без нее ни «принципы» (ли1), ни «небо» (тянь), ни «сердце» (синь1), ни «[индивидуальная] природа» (син1) не существуют. А из имманентно присущей пневме динамичности вытекала критика сформулированного в неоконфуцианстве Чжоу Дуньи (1017–1073), восходящего через Ван Би (226–249) к даосизму и упрочившегося благодаря буддизму принципа главенства покоя над движением (см. ДУН – ЦЗИН). Ван Чуаньшань признал покой производным от движения: «и движение и покой – оба суть движение», раскрыв механизм их взаимодействия в соотнесении с универсальными мироустроительными силами инь и ян: «В движении рождается ян – это движение движения. В покое рождается инь – это покой движения».

    Обосновывая единство и на субстанциональном уровне «пневма – принцип», и на функциональном уровне «движение – покой», Ван Чуаньшань развил методологический принцип единства противоположностей: «инь и ян не действуют (син3) по одиночке между небом и землей», они «постоянно проникают» друг в друга и в целом «соединение двух [противоположностей] в едином является основой разделения единого на две [противоположности]».