«Титаник»: столетие вопросов

Сто лет назад, в ночь на 14 апреля 1912 года, совершенный океанский лайнер «Титаник» столкнулся с айсбергом и через несколько часов, на рассвете, затонул в холодных волнах Атлантического океана, унеся с собой 1517 человеческих жизней.   

Конечно, в истории человечества были трагедии и пострашнее. Тем не менее, катастрофа «Титаника» будоражит человечество на протяжении целого столетия. В чем причина этого феномена? Вероятно, она кроется в самой истории человеческой трагедии, истории, подобной истинным образцам античной трагедии. Именно поэтому, за прошедшее столетие история «Титаника» была рассказана и пересказана тысячи раз в фильмах, книгах, песнях и журнальных статьях.

Высокомерие, гордость и беспредельная вера в свои возможности  занимают одно из центральных мест в любой классической трагедии. «Титаник» отправился из Квинстауна (Ирландия) 11 апреля 1912 года, как величайший символ своего века, символ прогресса, олицетворение мощи, роскоши и комфорта. Но что как не высокомерие заставило капитана лайнера, проигнорировав информацию об айсбергах, без оглядки на знаки судьбы, предостережения, достойные легендарной троянской Кассандры, нестись на всех парах к собственной гибели?

Реальная история «Титаника» – это клубок человеческих страстей, история страха, предательства и трусости, катарсиса и самопожертвования, триумфа человеческого духа. В этом причудливом калейдоскопе представлены совершенно разные сценарии судьбы. Чего стоит одна только история с американским миллионером Бенджаменом Гуггенхаймом. Человека, который со своим камердинером, сняв спасательные жилеты, облачаются в шикарные фраки и встречают неминуемую гибель с непоколебимым спокойствием и самообладанием. «Мы одеты в нашу лучшую одежду и готовы утонуть как джентельмены», – последние слова, произнесенные Гуггенхаймом. Или история талантливого дизайнера, конструктора «Титаника», Томаса Эндрюса. О чем думал в последние минуты своей жизни одиноко сидящий и курящий в роскошной гостиной лайнера человек? А в это же самое время Джозеф Брюс Исмей, председатель пароходной компании «Уайт Стар Лайн», которой принадлежал «Титаник», украдкой пробирался в спасательную шлюпку. Как живется такому человеку с осознанием того, что в ту роковую ночь занял чужое место, в то время, когда сотни женщин и детей оставались умирать на его корабле?

Но истинная масштабная трагедия иногда странным образом сочетается с фарсом, с комичным, с элементами чудесного спасения или преображения. История «Титаника» – не исключение. Например, курьезный случай с главным пекарем судовой кухни. Порядком облегчив запасы ликера на корабле, в стельку пьяный Чарльз Джон Джоухин становится последним человеком, шагнувшим с тонущего корабля в ледяную воду. Но фортуне в ту ночь было угодно спасти проспиртованного кулинара. В итоге, господина Джоухина вылавливают из воды не только живым, но и, парадоксально, – с абсолютно сухими волосами! Ну и наконец, история «непотопляемой Молли Браун» – пожалуй, самой известной выжившей на «Титанике» женщине. Бросив вызов условностям, она единственная совершила истинный акт милосердия, развернув свою шлюпку, чтобы вернуться и искать выживших в ледяных водах Атлантики. Герои и злодеи, живые и мертвые – все они еще долгие часы, дни и месяцы после трагедии становились героями газетных хроник и радиопередач по всей планете.


С той страшной ночи, в течение вот уже ста лет, каждая, даже самая микроскопическая, деталь трагедии тысячи раз пересмотрена и оспорена. По данным Google более 11.000.000 сайтов так или иначе посвящены этой теме. Несмотря на досужие домысли и теории заговоров, сегодня ясно одно: история создания, постройки и гибели «Титаника» – это история инженерных провалов и неудач, ошибок конструирования и дизайна, изъянов современного права, непримиримого конфликта жажды получения наживы и общественной безопасности.



Удивительный факт, но, вопреки расхожему мнению, «Титаник» никогда не преподносился компанией «Уайт Стар Лайн» как непотопляемый. Термин «практически непотопляем» появился впервые в прессе в восхищенных рецензиях на новое судно. Виной тому, что это мнение стало расхожим, простая человеческая психология. Ведь огромный, роскошный океанский лайнер выглядит так солидно и так... безопасно. Также, как и высокое, основательное здание банка, с массивными, идеально подогнанными друг к другу камнями выглядит так надежно в глазах обывателя. И уже не столь важно, что собственно учредители самого банка давно стоят на грани разорения. Так и «Титаник», увы, никогда не был безопасным судном. Это просто не было приоритетом при разработке. И дело не в техническом несовершенстве современной инженерной мысли. В 1912 году существовали уже и водонепроницаемые двери, и перегородки, и корабли с двойным корпусом. Но ведь такие двери и перегородки так уродуют внутреннее убранство корабля и так мешают движению потока пассажиров, оплативших немалую плату за проезд. Действительно, не уменьшать же количество пассажиров из-за какой-то угрозы безопасности? Деньги – превыше всего! И совсем не страшно, если в целях экономии средств компания оснастит корабль только двойным дном, решив не «портить интерьер» и делать двойные борта. Кстати, гибель «Титаника» уберегла от такой же участи его близнеца – корабль «Олимпик», который был спешно модернизирован и оснащен полностью двойным корпусом.


История со спасательными шлюпками на «Титанике» – пожалуй один их самых печальных моментов во всей этой трагедии. В ранних проектах «Титаника» и в самом деле было 64 спасательных шлюпки. Но к тому времени, когда корабль был запущен, компания  уменьшила их количество до 20. Удивительно, но даже это число шлюпок на судне на самом деле было выше, чем того требовал закон британского Совета по торговле для морских океанских лайнеров. Одним из аргументов в пользу уменьшения было то, что полный набор спасательных шлюпок сделал бы корабль слишком тяжелым, что, возможно, привело бы к риску опрокидывания. Другим аргументом было то, что в случае чрезвычайной ситуации все равно не будет времени на загрузку и отправление стольких спасательных шлюпок, особенно в случае, если судно накренилось. Но опять же, увы, истинной причиной для отказа от шлюпок, возможно, было желание обеспечить достаточно места для роскошной солнечной палубы к вящему удовольствия богатых пассажиров корабля.


«Титаник» не был разработан плыть быстрее, чем более мощные корабли конкурентов. Быстрый первый переход через океан, однако, был бы очень полезен компании для хорошего имиджа в средствах массовой информации. Это давало «Уайт Стар Лайн» дополнительные преференции в достаточно высококонкурентном бизнесе трансатлантических перевозок. Теперь уже никто не узнает правды, но вполне возможно, что именно председатель правления компании Дж. Брюс Исмей заставил почтенного капитана Эдварда Джона Смита гнать свой корабль на пределе возможного. В это время другие корабли в этом районе океана радировали, что видели скопления айсбергов. Возможно, капитан Смит и изменил немного курс, чтобы избежать опасность столкновения. Но все же в поединке между скоростью, риском и разумом, позиция судоходной компании взяла вверх.


На протяжении многих лет было распространено мнение, что только гигантская, почти стометровая пробоина в корпусе, полученная в результате столкновения с айсбергом, могла быть причиной гибели такого великолепного корабля. Позже были сделаны расчеты скорости, с которой вода затопила судно в течение двух часов и 40 минут, пока он оставался на плаву после столкновения. Расчеты показали, что «пробоина» на самом деле привела бы лишь к незначительным повреждениям в корпусе. Этот вывод был подтвержден в 1985 году, когда были сделаны подводные изображения  корпуса «Титаника», покоящегося на дне океана, на глубине четырех километров от поверхности. Изображения показали всего лишь несколько маленьких пробоин или разорванных пластин корпуса судна. Современные историки полагают, что кованые железные заклепки, скрепляющие пластины вместе, не обладали должной крепостью.


Так как же произошла такая трагедия? Можно ли было спасти судно и сотни человеческих жизней? Увы, остается только строить догадки. Так или иначе история легендарного «Титаника» тем и интересна, что не дает однозначных оценок.

Ошибки и преступные недочеты при создании «Титаника» учтены. Но является ли это гарантией безопасности? Любой, даже идеальной системе, могут нанести непоправимый вред обычные человеческие слабости.

10 июля 2011 двухпалубный теплоход «Булгария» вышел из порта на Волге с двумя сотнями пассажиров, среди которых были дети. Капитана не остановило даже то, что у 46–летнего судна-ветерана вот уже второй день имелся сильный крен на правый борт. В результате очередного маневра судно накренилось еще больше, что привело к затоплению палуб парохода и «Булгария» пошла ко дну, унеся с собой жизни 122 пассажиров.

К сожалению, от преступной халатности и равнодушия не застраховано ни одно, пусть даже и самое современное и безопасное судно. В январе 2012 года «Коста Конкордия», крупнейший роскошный лайнер, построенный на верфях в древнем городе мореплавателей Генуе по самым высоким стандартам безопасности, установленным законом, по вине нерадивого своего капитана, натолкнулся на риф в Средиземном море. Погибли десятки людей. И опять, как и множество раз до этого, возникают сотни вопросов и предположений, которые снова ждут своего разрешения.