Содержание статьи
    Также по теме

    ГАРЛЕМСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ

    ГАРЛЕМСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ, расцвет афро-американской литературы и искусства в 1920–1930-е, отразивший рост негритянского национализма и расового самосознания.

    В годы Первой мировой войны тысячи негров покинули сельскохозяйственные районы Юга в поисках работы на северных оборонных предприятиях. Это «Великое переселение» породило расовые конфликты из-за жилья и трудоустройства, что, в свою очередь, привело к росту экстремистских настроений в области гражданских прав, следствием чего стали активные действия со стороны Национальной ассоциации содействия прогрессу цветного населения и других правозащитных организаций. Реакция белых на такое развитие событий была неоднозначной.

    На 1920-е приходится оживление на Севере ку-клукс-клана. В то же время беспрецедентный интерес белых к расовым вопросам обеспечил значительную аудиторию негритянским авторам, которые селились в нью-йоркском районе Гарлеме. Новый, нетронутый источник художественного материала, притягательный в глазах художников и интеллектуалов, Гарлем был недавно застроенный, модный жилой район, привлекавший также представителей негритянского среднего класса, которые и составили основу здешней литературно-артистической среды.

    Понятие «возрождение» по отношению к описываемому периоду не вполне правомерно: по количественным показателям это было скорее рождение, поскольку никогда прежде такое число афро-американцев не производило на свет такого количества литературного, художественного и научного материала в определенный период времени. Гарлемское возрождение являло собой ускоренное развитие культуры, у истоков которого стояли поэт П.Л.Данбар, романист и автор рассказов Ч.У.Чеснатта, поэт и прозаик Д.У.Джонсон, историк и социолог У.Э.Б.Дюбуа. Джонсон и Дюбуа внесли и непосредственный вклад в «возрождение». Всплеск 1920-х годов стал началом активной деятельности социолога Ф.Фрейзера, критика и прозаика А.Бонтемпса, драматурга и поэта Л.Хьюза. Достигли успеха дотоле менее известные деятели науки и культуры К.Маккей, К.Каллен, Д.Тумер, Р.Фишер, Э.Уолронд, У.Термен, Ч.С.Джонсон, У.Уайт, Г.О.Тернер, Р.Н.Детт, Г.Т.Берли. Немалый вклад в Гарлемское возрождение внесли музыканты Д.Эллингтон и Л.Армстронг, певица Марион Андерсон, певец и актер П.Робсон.

    В целом не являясь экстремистами, участники «возрождения» имели обостренное чувство расового самосознания, гордились своим наследием и принадлежностью к «черным». Большинство из них в той или иной форме критиковали расовое угнетение. Их называли «новыми неграми», что было отчасти данью их достижениям и отражало их расовое самосознание, но также указывало на то, что они сменили расхожий образ комичного, жалкого негра с плантации (во многом созданный белыми) на образ гордого, занятого, независимого чернокожего жителя северного города.

    «Новые негры» обычно были сторонниками расовой интеграции, воспринимая свой личный успех как прорыв в межрасовых отношениях. За относительно короткий период появились значительные работы: сборник стихов Маккея Тени Гарлема (1922) и романы Домой в Гарлем (1928) и Банджо (1929), сборники стихов Каллена Цвет (1925), Медное солнце (1927) и Черный Христос (1929), стихи Хьюза Усталые блюзы (1926) и Лучшие вещи в закладе (1927) и роман Смех сквозь слезы (1930), антология рассказов Уолронда Смерть в тропиках (1926), семь стихов Джексона в сборнике Божьи тромбоны (1927), рассказы Фишера в сборнике Стены Иерихона и многое другое. Одним из наиболее значительных произведений была работа Тростник (1923) Тумера, сборник стихов и рассказов, объединенных настроением, тематикой, местным колоритом Джорджии. В 1925 профессор философии университета Хауарда А.Лок выпустил антологию Новый негр, наиболее полно представляющую литературу Гарлемского возрождения.

    Один из сильнейших факторов, обусловивших Гарлемское возрождение, одновременно определил и его слабость. Поскольку их популярность зависела от белых издателей и читателей, чернокожие авторы не были вполне свободны в плане исследования механизмов расовой несправедливости и не могли предложить решения, неприемлемые для белых. Более того, когда в 1930-е гг. разразилась Великая депрессия, белые, составлявшие большинство потребителей произведений Гарлемского возрождения, сосредоточились на экономике и политике, забыв о страданиях чернокожих американцев. Американское искусство и литература увлеклись другими темами, и хотя негритянские авторы продолжали издаваться, они утратили популярность. Неудивительно, что Р.Райт, наиболее значительный негритянский автор 1930-х гг., не сохранил и доли оптимизма, одушевлявшего Гарлемское возрождение. В своих книгах Дети дяди Тома (1938) и Сын Америки он свидетельствовал, что художественные и интеллектуальные усилия 1920-х гг. не изменили жизни негритянских масс. Тем не менее Гарлемское возрождение было значительной вехой в афро-американской культуре и послужило основой для последующих достижений.
     

    Литература

    Негритянская поэзия США. М., 1971
    Беккер М. Прогрессивная негритянская литература США. Л., 1957
    Гиленсон Б.А. Современные негритянские писатели США. М., 1981