Солнце Винсента

Цвет был самой большой его страстью; изгнание темных тонов с палитры и яркий, чистый, искрящийся солнечный свет, заливающий все вокруг, проникающий в сокровенную сущность окружающего мира, экспрессия – целью жизни. В погоне за максимальным светом он даже переселяется на юг Франции. Поиск Солнца в живописи неминуемо должен был привести к самому солнечному образу в природе – подсолнуху. Его этюды вот уже почти полтора столетия дарят удивительный свет миллионам почитателей искусства. «Симфонией синего и желтого» назвал их сам автор. Но неужели время не пощадит шедевры, и человечество безвозвратно утратит этот солнечный дар великого Ван Гога?

Эксперты бьют тревогу, результаты их исследований неутешительны. Уже сегодня на полотнах Винсента Ван Гога мы видим совсем не тот чистый, яркий, наполненный светом южного солнца желтый цвет, не ту краску, которой быстрыми и удивительно точными мазками писал мастер. Для автора желтый цвет – «высшая просветленность любви».

Этот ярко-желтый пигмент был разработан в 19 веке. Он, наряду с другими, стал настоящим «подарком» науки той эпохи, во многом определившей такое глобальное культурное явление, как импрессионизм. Основой для желтой краски служил хромат свинца. В более или менее неизменном виде этот пигмент производился до середины прошлого века, пока не была обнаружена его токсичность.

Исследования, проводимые Европейским центром синхротронного излучения (ESRF) в Гренобле (Франция), помогли определить, что эта желтая краска подвержена губительному влиянию дневного света. Оказалось, что, в процессе экспонирования многих картин, хромат свинца в составе желтой краски на поверхности холста из шестивалентного превратился в трехвалентный. Последний же, увы, отнюдь не желтый, а темно-зеленый. Одной из причин этой «болезни» исследователи считают и сульфат бария, который был обнаружен на потемневших участках полотна. Возможно, он был частью разбавителя, которым пользовался автор. Смесь сульфата и хромата оказалась крайне чувствительна к воздействию ультрафиолетового света. Свет с длиной волны короче 525 нм. губителен для красок. Мало того, критичными признаны не только условия освещенности при экспонировании картины, но даже окружающая температура.

Есть мнение, что потемнение желтой краски во многом зависит и от качества самой краски. Известно, что Ван Гог, крайне стесненный в средствах, покупал самую дешевую краску. Этим, возможно, объясняется то, что его картины более подвержены этой «болезни», в отличие от работ его современников – Моне, Сера и др. Возможным решением проблемы может явиться кардинальный пересмотр условий хранения и экспонирования работ мастера. Возможно, к ним необходимо применять максимальные условия защиты от вредного воздействия света и влаги, такие условия, которые используются для хранения работ в акварели.

Исследования такого рода, благодаря современным технологиям и оборудованию, крайне важны для сохранения многих шедевров всемирного культурного наследия. Например, итогом этого исследования стало восстановление в первозданном виде потемневших участков на картинах Ван Гога Берега Сены, Вид на Арль с ирисами и др. Это позволяет сегодня наслаждаться работами мастера в такой же первозданной красоте и яркости, какую могли видеть первые зрители работ полтора века назад.