Также по теме

АФРИКАНСКОЕ ИСКУССТВО

АФРИКАНСКОЕ ИСКУССТВО – традиционное и первобытное искусство народов Африки; наскальная живопись, петроглифы, ритуальные статуи и маски, предметы прикладного и придворного искусства – преимущественно дописьменные формы искусства, соответствующие сохраняющимся здесь родоплеменным отношениям. Племена и народности Тропической (Черной) Африки населяют зону саванн между южной границей Сахары и экваториальными лесами, атлантическое побережье от Гвинеи до Камеруна, экваториальные леса Конголезского бассейна, южноафриканскую саванну, а также юго-восточную часть континента от Великих озер до Драконовых гор.

Ранний период истории народов Африки связан с переменчивой судьбой Сахары – с неоднократной сменой влажных и засушливых периодов. Этим объясняется то, что именно здесь находятся древнейшие памятники африканского искусства.

Еще в начале 20 века африканское искусство было объектом исключительно этнографических исследований. Интерес к родоплеменным культурам обостряется одновременно с интересом к первобытной археологии. Бытовые и ритуальные предметы – в том числе маски, статуэтки и другие художественные изделия, ввозимые в Европу, экспонируются в этнографических музеях и используются для изучения быта, обычаев, верований «примитивных» народов. Вместе с тем с 1870–1890-х годов в Англии, Германии, Франции увеличивается число работ, в которых затрагиваются различные аспекты традиционной художественной культуры. Среди последних – книга-альбом Г.Швейнфурта Artes africanae (Leipzig – London, 1875), которая содержит изображения и описания художественных изделий народов Африки. Во второй половине 1890-х появляются труды Лео Фробениуса, в которых с историко-культурной точки зрения рассматриваются предметы африканского ритуального искусства. Резко возрастающий в Западной Европе в двадцатые годы интерес к африканской скульптуре связан с деятельностью художественного авангарда. К моменту появления первых искусствоведческих работ, книг К.Эйнштейна (Negerplastik, Leipzig, 1915) и В. Маркова (В.И.Матвея) Искусство негров (Пг., 1919), африканское искусство находится в центре внимания ведущих европейских художников. Теперь оно рассматривается исключительно с эстетической точки зрения. В тридцатые годы издаются десятки книг и альбомов; Ф.Ольбрехтс, К. Кьерсмайер и другие предпринимают попытки классификации и стилистического анализа африканской культуры; знаменитый А.Брейль изучает наскальные изображения Сахары и Южной Африки; Бернард и Уильям Фегги проводят археологические исследования в Нигерии.

Полевые исследования, особенно интенсивно проводившиеся в 1950–1960-е годы, приводят к открытию больших ансамблей наскального искусства в Сахаре, английские и французские археологи обнаруживают новые очаги древних культур, содержащие большое количество произведений искусства (культуры Нок, Сао, находки в Ифе и многое другое). В то же время изучение традиционной скульптуры приводит к пересмотру взглядов на африканское искусство.

Если в начале 20 века африканское искусство воспринималось как некое однородное явление, то к концу 50-х годов в результате расширившихся локальных полевых работ, обнаружения новых фактов создается картина хаотической мозаики. Большие трудности создает отсутствие периодизации в изучении накопленного материала. С начала 70-х годов специализация материала – наскальной живописи и петроглифов, ископаемых и средневековых памятников скульптуры, – сравнительный анализ стилей традиционного искусства позволяет обратиться к ретроспективной реконструкции истории африканского искусства.

Традиционные художественные школы (стили) африканского искусства четырех больших регионов: Западного Судана, Гвинейского побережья, Конголезского бассейна и Восточной Африки, как и наскальное искусство – важнейшие из ансамблей которого находятся в горах Ксур и Джебель-Амур (Северная Африка), в отдельных районах Западной, Центральной и Восточной Сахары, в долине Нила, Эфиопии, Танзании и ЮАР, рассматриваются в рамках следующей периодизации:

I стадия. Первобытнообщинная эпоха
Первый период: искусство охотников Наскальная живопись и петроглифы VIII–II, тысячелетие до н.э.
Второй период: искусство скотоводов
II стадия. Эпоха классообразования
Первый период: искусство кочевников, полукочевых земледельцев-охотников Наскальная живопись, петроглифы, скульптура, I тысячелетие до н.э. – II тысячелетие н.э.
Наскальные изображения, традиционная скульптура, прикладное искусство, XVII–XX вв. н.э.
Второй период: искусство полукочевников, охотников, скотоводов
III стадия. Раннеклассовые общества
Искусство придворных мастеров
Художественная продукция специализированных цехов
Скульптура, живопись, прикладное искусство, II тысячелетие н.э.
IV стадия. Современная эпоха (конец XIX–XX в.)
Народные мастера, художественная промышленность, профессиональные художники. (Десакрализованное народное искусство, массовые ремесленные художественные изделия, современное профессиональное искусство.)

Наскальное искусство.

Древнейшие памятники африканского искусства – петроглифы «охотничьего» периода сохранились лишь в нескольких, четко ограниченных районах Северной Африки и Сахары, в горах Ксур и Джебель-Амур, в Тассилин-Аджере, Тибести и Феццане. Особое место среди них занимают изображения древнего буйвола (bubalus antiquus), вымершего незадолго до начала нашей эры. Монументальные и в то же время достаточно детализированные изображения этого ископаемого животного свидетельствуют о том, что оно было знакомо авторам рисунков и, по-видимому, занимало в их жизни такое же место, как бизон в жизни палеолитических охотников Европы.

Один из таких петроглифов находится на скале неподалеку от Аин-Сафсаф (горы Ксур). Голова и корпус буйвола изображены в профиль, рога – в фас. Рисунок достигает почти трех метров и выполнен глубоко врезанной и тщательно отшлифованной контурной линией. Точность, с которой линия вреза прорисовывает силуэт, изящно очерчивая маленький глаз, уши и все характерные складки и выступы, кажется невероятной, учитывая размер изображения и прочность материала, для обработки которого художник не мог располагать иным инструментом, кроме заостренного камня.

СРАЖЕНИЕ БУЙВОЛОВ. Петроглиф. Энфус. Сахарский Атлас.

Не только изображения буйвола, но и подавляющее большинство других петроглифов этого периода, выполненных в той же технике и том же стиле (фигуры слонов, носорогов, жирафов и т.д.), представляют собой изолированные фигуры, не связанные композиционно с другими рисунками, которые часто находятся рядом на той же скале, а иногда и перекрывают их.

ЖИРАФА И ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ФИГУРЫ. Петроглиф. Эль Аурер, Феццан, Сахара Лагос.

В Феццане древнейший период наряду с изображениями буйвола представлен фигурами слонов, носорогов, жирафов, бегемотов. Их рисунки отличаются монументальной реалистической формой и гигантскими размерами. Как правило, размер предмета близок к натуральной величине, а иногда и превосходит ее. Так, например, в Тассилин-Аджере, в уэде Джерат имеется изображение носорога, достигающее восьми метров, а одна композиция, включающая семиметровые фигуры жирафов, занимает площадь в 82 кв. м.