Содержание статьи
    Также по теме

    АЛЬБЕРС, ДЖОЗЕФ (ЙОЗЕФ)

    АЛЬБЕРС, ДЖОЗЕФ (ЙОЗЕФ) (Albers, Josef) (1888–1976), художник и теоретик искусства, один из лидеров геометрической абстракции.

    Родился в Боттропе (Рурская область, Германия) 19 марта 1888 в семье ремесленника. В 1908–1913 и 1916–1919 работал учителем в начальных школах Рура, в том числе и в своем родном городе. В 1913–1916 занимался в берлинской Королевской школе искусств, а с 1919 – на курсах Ф. фон Штука в Мюнхене. В 1920 стал студентом высшей школы Баухаус в Веймаре.

    Его ранние ксилографии и литографии не выделяются над средним уровнем экспрессионизма. Под влиянием конструктивизма Баухауса (где одним из его главных наставников был Л.Мохой-Надь) перешел к гораздо более строгому абстрактно-геометрическому стилю, увлекаясь т.н. диафаниями, прозрачными композициями на стекле, исполненными с помощью пескоструйного аппарата. Переехав вместе со школой в Дессау (1925), был преемником М.Брейера на посту руководителя мебельной мастерской, а с 1930 – заместителем директора всей школы. Активно работал как дизайнер, создавая эскизы мебели, а также стеклянной и металлической утвари.

    После закрытия Баухауса нацистами (1933) архитектор Ф.Джонсон пригласил Альберса на работу в Америку в только что открывшийся колледж Блэк-Маунтин в Эшвилле (шт. Северная Каролина), где мастер продолжал плодотворную преподавательскую деятельность вплоть до 1949 (среди его учеников были В.де Кунинг, Р.Мозеруэллл, К.Ноланд и Р.Раушенберг). В 1950 возглавил Школу искусств Йельского университета, где читал лекции до 1960.

    Его станковые серии (Цикл скрипичного ключа, конец 1930-х – начало 1940-х годов; Трансформации схемы, 1948–1952; Структурные созвездия, 1953–1958; и др.) с годами становились все более лаконичными, представляя собой цветовые вариации в пределах одной и той же геометрической сетки. В наиболее известном цикле Альберса (В честь квадрата, с 1950) главными модулями служат квадраты, как бы «вложенные» один в другой и составляющие разнообразные хроматические «фуги». В 1963 мастер опубликовал главный теоретический труд (Взаимодействие цветов), где изложил свои идеалы стерильно-чистой формы как необходимой первоосновы творчества. Оказал большое влияние на развитие оп-арта и пост-живописного абстракционизма.

    Умер Альберс в Нью-Хейвене 25 марта 1976. К концу 20 в. его образы все чаще воспринималась в качестве ближайшего германо-американского аналога супрематизму К.С.Малевича.

    См. также АМЕРИКАНСКАЯ ЖИВОПИСЬ.

     IGDA     ДЖОЗЕФ АЛЬБЕРС. В ЧЕСТЬ КВАДРАТА