Также по теме

АМЕРИКАНСКАЯ КЕРАМИКА

АМЕРИКАНСКАЯ КЕРАМИКА (греч. keramike – гончарное искусствo, от keramos – глина; англ. ceramics, фр. ceramique, нем. keramik), наименование любых бытовых или художественных изделий, выполненных из глины или содержащих глину смесей, обожженных в печи или высушенных на солнце. К керамике относятся гончарные изделия, терракота, майолика, фаянс, каменная масса, фарфор. Любой предмет, сформованный из природной глины и закрепленный сушкой на солнце или обжигом, считается гончарным изделием. Фарфор представляет собой особый вид гончарного изделия. Изготовление гончарных изделий – древнее искусство, в большинстве культур предшествующее металлургии или даже ткачеству. Фарфор, однако, представляет собой значительно более позднее изобретение; впервые он появился в Китае ок. 600 н.э., а в Европе – в 18 в.

Глиняные изделия.

Красная керамика.

В Америке в колониальный период единственным видом домашней посуды была простая, довольно грубая красная керамика. Ее делали из той же глины, что и кирпичи, обычно покрывали свинцовой глазурью и иногда украшали рисунками по ангобу или пенсильванским немецким сграффито (процарапанным узором). Каждая маленькая община имела своего гончара, который обычно занимался еще каким-нибудь ремеслом. В Массачусетсе, Пенсильвании и Огайо производством стекла и керамики часто занимался один человек.

Существовало около тридцати видов ранних красных изделий, которые удовлетворяли нужды общин колонистов. Европейская керамика была слишком дорогой и слишком хрупкой; это был невыгодный груз для купеческих судов, поэтому помимо красной глины для изготовления блюд и прочей посуды колонисты употребляли дерево и металл. Позднее, когда общество Филадельфии и Бостона стало более изысканным, были предприняты попытки изготовления более тонкой керамики из разных сортов глины и появились более тщательные воспроизведения декорированных европейских образцов. В 1769 в Бостоне имитировали некоторые уилдонские модели и пытались сделать черепаховую керамику и зеленую столовую посуду. В Филадельфии еще до 1772 гончары выпустили ажурное блюдо для фруктов, по технике декора и рисунку очень напоминающее фарфор Вустера. Возможно, до 1775 изготавливались некоторые виды каменных масс, однако после революции они не получили распространения.

По мере улучшения благосостояния населения формировался вкус к более тонким изделиям, и в 19 в. американская керамика стала быстро развиваться. В 1809 филадельфийская фирма Carter & Company производила «колумбийскую керамику» – изделия типа веджвудского Сервиза королевы, украшенные серебром и золотом. Абрахам Миллер, тоже из Филадельфии, в результате поисков новых технологий производства массовой продукции в 1824 выставил образцы керамики с серебряным люстром. Его статуэтки, выполненные из белого бисквита, и кружки типа «шотландский берет» имели успех в качестве новинок.

Рокингемские изделия.

Вслед за красной керамикой наиболее типичным видом американской керамики были рокингемские изделия, выполненные преимущественно из темно-желтой каменной массы и покрытые коричневой глазурью. Метод их изготовления превратил американские кустарные производства керамики в заводские. Тарелки для торта, кастрюли для молока, мыльницы, кувшины, украшенная рельефами столовая посуда, книги, фляги и фигурки животных воспроизводились с помощью матриц. Полагают, что рокингемские изделия изобрел Дэвид Хендерсон, гончар из Джерси-Сити (умер в 1845). На основе прекратившей свое существование «Компании фарфора и керамики Джерси» он создал в 1828 фирму «Д. и Дж. Хендерсон», производившую прекрасного качества формованную каменную керамику. В 1833 его фирма объединилась с известной производственной организацией «Американская компания по производству керамики». Англия в большом количестве экспортировала стаффордширские сине-белые изделия, специально разработанные для Америки, с местными пейзажами и достопримечательностями. Хендерсон впервые в Америке стал применять метод переводной печати и копировать изделия фабрики Риджвея, созданные по рисункам Кановы; в его лице Англия приобрела серьезного конкурента в состязании за первенство на американском рынке. Кроме того, большим успехом пользовались выпускавшиеся Хендерсоном кувшины с черно-белым портретом президента Уильяма Харрисона. Однако более всего Хендерсон отличился использованием английских гончаров, которые, пройдя американскую выучку на его фабрике, переезжали в другие города и применяли свое знание производства в Беннингтоне, Южном Амбое, Нью-Йорке, Восточном Ливерпуле и Балтиморе. Самым известным дизайнером Хендерсона был Дэниель Грейтбах, который работал на него в течение десяти лет, разрабатывая модели кувшинов, графинов и других изделий, а с 1847 по 1858 занимался дизайном керамики в Беннингтоне (шт. Вермонт).

Крупным керамическим производством «Государственная компания по производству гончарных изделий» в Беннингтоне в 1842–1858 руководили Кристофер Веббер Фентон и Юлиус Нортон. Фентон был не только выдающимся организатором производства (он приехал из Рокингема), но и изобретателем названной его именем эмали, дававшей яркие, насыщенные цвета благодаря добавлению к глазури оксидов металлов. Его компания сыграла важную роль в развитии американского массового фарфорового производства. В 1843 по приглашению Фентона в Беннингтон приехал Джон Харрисон из Англии, с фабрики в Коуплэнде. Д.В.Кларк, наиболее известный из гончаров этой компании, тоже прибыл из Европы. Беннингтон стал крупным центром керамического производства уже в 1793 или даже ранее; он располагался вблизи наиболее плотно населенных городов страны и к тому же имел легкий доступ к залежам каолина и полевого шпата. Со временем на «Государственную компанию» работали 250 человек; это был самый крупный из керамических концернов Америки того времени. Компания распалась в 1858 после неудачных опытов производства «кремневой эмали» (мраморизованная форма керамики Рокингема), «белых гранитных» изделий и париана – грубого бисквитного фарфора, иногда окрашенного бледно-синим или коричневым.

После того как «Государственная компания по производству гончарных изделий» распалась, центр производства рокингемских изделий переместился в долину Огайо. Наиболее значительным гончарным центром здесь был Восточный Ливерпуль, где в 1840 начала работать фабрика, основанная Джеймсом Беннетом, одним из англичан, привлеченных Хендерсоном. В 1845 агент Беннета Исаак Ноулз открыл керамическую фабрику, которая стала прародительницей производства, и сегодня являющегося одним из самых значительных на Среднем Западе. С 1859 по 1862 Уильям Блур изготавливал в Восточном Ливерпуле париан, который, подобно рокингемским изделиям, был близок продукции Фентона. Центром производства желтой керамики и рокингемских изделий стал Акрон, где к 1880 действовало 67 печей.

Гончарные изделия других типов.

Керамическая промышленность Соединенных Штатов начала приобретать современную форму около 1850. Более старые, украшавшиеся вручную американские изделия мало подходили для массового производства и новых фабричных методов. Копировались новейшие английские типы изделий (более ранние стили вышли из моды), такие, как айронстоун, или «железная» каменная масса, называемая также белым гранитом, и ярко расцвеченная грубая керамика, так называемая майолика, которая широко применялась в декоративных целях, особенно в конце столетия. Э. и У.Беннетты из Балтимора были одними из первых ее производителей, хотя Гриффин, Смит и Хилл к концу столетия выпускали огромное количество этой популярной керамики.

Фарфор.

Американский фарфор сравнительно поздно стал производиться в коммерческих целях, хотя каолин (белая глина, используемая для изготовления фарфора), был обнаружен в стране еще в 1738 и на кораблях вывозился за границу. Некоторое количество экспериментальных изделий из фарфора выполнили Эндрю Душ в Саванне (шт. Джорджия) в 1738 и Абрахам Миллер в Филадельфии в 1824. Единичные образцы были сделаны также Боннином и Моррисом в Филадельфии в 1771 и доктором Мидом в Нью-Йорке в 1816. Все же из-за ограниченного спроса на любые роскошные и изысканные фарфоровые изделия массовое производство фарфора началось лишь около 1825, когда в Джерси-Сити стала действовать недолговечная корпорация «Компания фарфора и керамики Джерси» (закрылась в 1828). Уильям Эллис Такер и его преемник, Джозеф Хемпель, в 1827–1838 управляли преуспевающей фарфоровой фабрикой в Филадельфии. В 1849–1856 в Гринпойнте (ныне часть Бруклина), Нью-Йорк, фарфор производил Чарльз Картлидж, а также «Уильям Бок и Братья» с 1857 по 1861 и их преемник Томас Карл Смит, возглавлявший «Объединение фарфоровых работ» вплоть до 1904.