Содержание статьи
    Также по теме

    АНДЖЕЛИКО, ФРА БЕАТО

    АНДЖЕЛИКО, ФРА БЕАТО (Fra Beato Angelico) (ок. 1400–1455) – знаменитый итальянский живописец раннего Возрождения. См. также ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ.

    В начале 15 в. в живописи Италии были еще сильны средневековые традиции, в то же время уже начинают формироваться новые принципы Ренессанса. Во Флоренции тогда одновременно существовали мастерские как позднеготических художников, так и тех, кто переходил на ренессансные позиции. К новатором относился Фра Беато Анджелико.

    Его настоящее имя – Гвидо ди Пьетро (Guido di Piero), он был доминиканским монахом, получившим имя фра Джованни да Фьезоле (fra Giovanni di San Domenico di Fiesole) в монастыре Сан Доменико во Фьезоле. Впоследствии он был прозван Фра Беато Анджелико за добродетельную жизнь. Художник родился в местечке Муджело близ маленького городка Виккио в Тоскане. Он поступил в монастырь между 1418 и 1421. Предполагают, что учителем его мог быть монастырский мастер миниатюр, в качестве учителя называют также живописца Лоренцо Монако. Ранние работы художника близки к позднеготической миниатюре и отличаются не очень разработанным пространственным построением, тщательностью отделки деталей, удлиненностью и изогнутостью фигур, обилием золота, локальностью цвета. Его произведения проникнуты религиозным чувством, его образы поэтичны, далеки от сурового средневекового аскетизма. Известно, что перед тем, как начать новую работу, он молился. Во второй половине 1445 папа Евгений IV (1431–1447) пригласил Фра Беато в Рим, в котором художник оставался в 1446–1447 и возвратился во Флоренцию в конце 1449 – начале 1450. В 1450–1452 он был настоятелем монастыря Сан Доменико во Фьезоле. В 1453 или 1454 он снова приезжает в Рим.

    К ранним работам Фра Беато относится алтарь в церкви Сан Доменико Мадонна с младенцем на троне и святые Фома Аквинский, Варнава, Доминик и Петр Мученик (ок. 1424–1425, Фьезоле, церковь Сан Доменико), триптих Сан Пьетро Мартире (1428–1429, Флоренция, Музей Сан Марко) алтаря церкви Сан Пьетро Мартире во Флоренции, в центре которого показана Мадонна с Младенцем на троне, со святыми с двух сторон от нее.

    Центральная часть ныне разрозненного полиптиха Мадонна с младенцем (ок. 1430, Флоренция, Музей Сан Марко) говорит об изменениях в творчестве мастера. Они были связаны с трактовкой пространства, со светотеневой моделировкой фигур, их видно в смягчении линии складок плаща Мадонны, в деталировке изображения трона.

    В верхней части композиции картины Страшный суд (ок. 1430–1433, Флоренция, Музей Сан Марко) изображен Христос-судия в окружении ангелов, с двух сторон от него восседают Мадонна и Иоанн Креститель. Внизу, по бокам показаны Рай и Ад, в центре открытые могилы. Фра Беато пытался воспользоваться линейной перспективой, но ему не удалось выдержать пространственный принцип во всех частях композиции: в картине отсутствует ощущение единого пространства, построение подчинено средневековой иконографической схеме. Но уже ощущается ренессансное чувство реальности и красоты мира.

    Шедевром Фра Беато Анджелико является Благовещение (ок. 1432–1433, Кортона, Музео Диочезано), написанное для церкви Сан Доменико в Кортоне. Сцена происходит в галерее с аркадой, образованной изящными колоннами. Мария, благоговейно скрестив руки на груди, слушает слова склонившегося перед ней Архангела Гавриила. Над головой Марии летит золотой голубь – воплощение Духа Святого. Слева – сад с изящно прописанными цветами, пальмой и другими растениями. В глубине сада видна сцена изгнания из Рая. Алтарь весь пропитан нежными красками и изящными линиями, подчеркнуто плавными движениями героев, тончайшей детализацией в написании одеяний, фрагментов интерьера и архитектуры, сиянием золота в нимбах.

    В 1432 Фра Беато получил заказ на исполнение триптиха Линайуоли (1433–1435, Флоренция, Музей Сан Марко) от цеха льнопрядильщиков для их резиденции. На центральной створке изображена Мадонна на троне с младенцем Иисусом, вокруг них – двенадцать ангелов, играющих на музыкальных инструментах. На внутренней стороне закрывающихся створок (когда триптих открыт) даны фигуры Иоанна Крестителя и Иоанна Евангелиста, на внешней – Св. Петр и Св. Марк.

    В 1440-е в доминиканском монастыре Сан Марко во Флоренции проводились работы по реконструкции и по строительству. К ним был привлечен и Фра Беато Анджелико, который написал фрески главного алтаря, а также в библиотеке, в зале капитула, в кельях монахов, в трапезной. Фрески на тему Страстей созданы с применением линейной перспективы, все детали дают ощущение гармонии, достигаемое геометрической четкостью и соблюдением пропорций.