Содержание статьи
    Также по теме

    БАЛЛА, ДЖАКОМО

    БАЛЛА, ДЖАКОМО (Balla, Giacomo) (1871–1958), итальянский художник, один из основоположников итальянского футуризма.

    Родился в Турине 18 июля 1871 в семье аптекаря. По окончании школы работал в литографской мастерской, параллельно посещая художественные курсы. В 1891 несколько месяцев занимался в туринской Академии Альберти, затем практиковался в фотомастерской. Приехав в Рим (1893), зарабатывал на жизнь как карикатурист и оформитель рекламно-упаковочных материалов. Побывав в Париже в 1900, испытал влияние неоимпрессионизма Ж.Сёра и П.Синьяка. Завоевал репутацию как портретист (в работах этого времени, с их сдержанной, порой чисто черно-белой тональной гаммой, сказывается сильное влияние фотографии).

    С 1904 давал частные уроки рисования; познакомился с У.Боччони и Дж.Северини, которые первоначально были его учениками. В 1909 вместе с ними подписал Учредительный манифест футуристов, составленный Ф.Т.Маринетти. Увлеченный, как и его единомышленники, ритмами современной жизни, мотивами движения, тесно сопрягал принципы живописи с приемами фотографии (особое значение для него имел опыт фотоэтюдов движения, созданных фотографами Ж.-Э.Мари и Э.Мэйбриджем). Остроумно передавал в живописи движение автомобиля, полет ласточки и т.п. Обращался и к чисто абстрактным композициям. Среди его характерных картин – Девушка, выбегающая на балкон (1912, Городская галерея современного искусства, Милан), Динамизм собаки на поводке (1912, частное собрание, Нью-Йорк), Автомобиль: скорость, свет, шум (1913, Кунстхаус, Цюрих), Динамическая последовательность (1913, частное собрание, Милан), Выстрел из ружья (1915, частное собрание, Милан). Первая мировая война усилила его мистико-теософские настроения: в 1915 вместе с художником Ф.Деперо Балла опубликовал манифест О футуристической реконструкции Вселенной. Тогда же обратился к скульптуре (Кулак Боччони. Линии силы, дерево и картон, 1915, частное собрание, Детройт); создавал, в частности, подвижные конструкции из проволоки, картона и глянцевой бумаги, которые можно считать первыми опытами кинетизма в искусстве.

    В 1920-е годы пытался непосредственно выразить свои мистические умозрения в беспредметных полотнах и графических листах, призванных воспроизвести феномен космического излучения. Подписал манифест группы «Аэропиттура» (1929), провозгласивший наступление нового этапа футуризма. Однако на фоне творчества этой группы работы Балла тех лет – с их атмосферой загадочного отчуждения (Кресло странного человека, 1929, частное собрание, Рим) – приближаются скорее к «метафизической живописи» Дж.де Кирико. К концу 1930-х годов отошел от авангарда, обратившись к традиционной фигуративной живописи.

    Умер Балла в Риме 1 марта 1958.

    Литература

    Бобринская Е.А. Футуризм. М., 1999