Содержание статьи
    Также по теме

    БИЛЛЬ, МАКС

    БИЛЛЬ, МАКС (Bill, Max) (1908–1994), швейцарский художник, один из лидеров конструктивизма.

    Родился в Винтертуре (Швейцария) 22 декабря 1908 в семье железнодорожника. Первоначально (с 1924) учился на серебряных дел мастера в цюрихской Школе художественных ремесел, одновременно работая как художник-оформитель. Испытав глубокое воздействие Ле Корбюзье, увлекся универсальными проблемами дизайна и в 1927 поступил в Баухаус в Дессау, где занимался у ведущих тамошних мастеров – от Й.Альберса и Л.Мохой-Надя до В.В.Кандинского и О.Шлеммера. Обращался к разнообразным видам творчества (архитектура, скульптура, живопись, графика, сценография), экспериментировал с бумагой и металлом. В 1930 основал свою собственную студию в Цюрихе; в 1932 присоединился к парижской группе «Абстракция-Творчество».

    Базисным принципом его искусства стала «лента Мёбиуса», пространственная модель (в виде кольца, разорванного и склеенного взаимно перевернутыми краями), позволяющая иллюзорно «конвертировать» одни геометрические фигуры в другие. Опытами «в духе Мёбиуса» явились его металлические «бесконечные петли», первую из которых Билль изготовил в 1935). Характерна графическая серия Пятнадцать вариаций одной темы (с 1938), где равносторонний треугольник последовательно превращается в восьмиугольник. Постоянно работал и в живописи: сперва в абстрактно-геометрической манере (близкой к искусству П.Мондриана либо к более динамичным композициям Т. ван Дуйсбурга), затем – наслаивая одни цветовые зоны на другие (серия Сгущения, 1960-е годы); в ряде картин Билля так же, как и в его скульптурах, господствует принцип «бесконечной» петли или спирали. С 1940-х годов все чаще переводил свои эксперименты в русло бытового дизайна, проектируя мебель и другие предметы обихода.

    В 1944 основал журнал «Abstrakt Konkret». Со временем все чаще ставил в своем творчестве общегуманитарные задачи, стремясь противопоставить собственную версию конструктивизма – как искусства геометрически и функционально обусловленных, но в то же время артистически-свободных игровых форм – узкопрагматическим, антиприродным и чисто потребительским принципам современного индустриального общества. В 1950 стал одним из основателей Ульмской школы дизайна, продолжившей традиции Баухауса (спроектировал здание школы и занимал в 1951–1956 пост ее ректора). С 1967 преподавал теорию и практику дизайна в Гамбургском художественном институте; в том же году был избран депутатом швейцарского парламента. Выйдя в 1974 на пенсию, жил в основном в Цюрихе.

    Умер Билль в Берлине 9 декабря 1994.

     Mary Ann Sullivan, www.bluffton.edu~sullivan     БЕСКОНЕЧНАЯ ПЕТЛЯ