Содержание статьи
    Также по теме

    БОГОЛЮБОВ, АЛЕКСЕЙ ПЕТРОВИЧ

    БОГОЛЮБОВ, АЛЕКСЕЙ ПЕТРОВИЧ (1824–1896), русский художник, пейзажист, мастер русской батальной марины. Внук А.Н.Радищева, Боголюбов родился в селе Померанье (Новгородская губерния) 16 (28) марта 1824 в семье помещика, отставного полковника. Рано лишившись отца, был отдан в Алексеевский корпус, а оттуда переведен в Морской кадетский корпус (в Петербурге). Окончив последний, в звании мичмана (1841) служил на флоте; плавал в разные страны, побывав, в частности, в Лондоне, где его вдохновила живопись Дж.М.У.Тернера, и на Мадейре, где он познакомился с К.П.Брюлловым. Решив посвятить себя искусству, учился в петербургской Академии художеств (1850–1853) у М.Н.Воробьева и Б.П.Виллевальде. Испытал влияние И.К.Айвазовского. Будучи «пенсионером» Академии художеств за границей, работал в мастерских Э.Изабе в Париже и А.Ахенбаха в Дюссельдорфе (1854–1860). Участвовал в выставках «Товарищества передвижников».

    Как художник Главного морского штаба (с 1853) исполнил большую серию полотен на темы истории русского военного флота (Гренгамское сражение, 1866, Русский музей, Петербург; Гангутский бой, 1876, Центральный военно-морской музей, Петербург; и др.), завоевав славу выдающегося живописца-историографа. Эпический романтизм этих картин сопряжен с высоким мастерством передачи световоздушной стихии. Всецело романтической была первоначально и пейзажная манера Боголюбова, – он предпочитал сперва панорамные ракурсы, наполняя свои композиции задумчиво-поэтическим настроением (Вид Смольного монастыря с большой Охты, 1851; Женевское озеро. Шильон, 1854; обе картины – Художественный музей, Саратов). С 1873 жил преимущественно в Париже, систематически приезжая в Россию. Творчески сблизившись с мастерами барбизонской школы, сам стал настоящим «русским барбизонцем»: его мотивы и ракурсы становились все проще и непритязательней, зато цветовые гаммы, объединенные общим тоном, – еще изысканней (пейзажи Нормандии, Шевенинга (Голландия) и др.; 1870–1880-е годы). При этом он параллельно сохранял и прежнюю манеру, создавая в один и тот же период более академичные и студийные, как бы окутанные прозрачной дымкой воображения композиции (Устье Невы, 1872, Третьяковская галерея, Москва), и пленэрные картины, передающие природу «как она есть» (Лес в Вёле. Нормандия, 1871, там же); последние вещи уже вплотную примыкают к передним рубежам импрессионизма.

    Был основателем рисовального училища (1897) и Художественного музея имени А.Н.Радищева (1885) в Саратове, завещал в этот музей свои произведения, ныне составляющие наиболее значительное собрание его работ. Опубликовал (в журнале «Русская старина» за ноябрь 1888) Записки моряка-художника. 1856–1857 (переизданы в 1996 в Саратове в виде спецвыпуска журнала «Волга»).

    Умер Боголюбов в Париже 7 ноября 1896.

    Литература

    Каталог юбилейной выставки произведений А.П.Боголюбова. К 150-летию со дня рождения. Саратов, 1974
    Огарева И.В. Летопись жизни и деятельности художника А.П.Боголюбова. Саратов, 1988