Содержание статьи
    Также по теме

    БОВЕ, ОСИП (ДЖУЗЕППЕ) ИВАНОВИЧ

    БОВЕ, ОСИП (ДЖУЗЕППЕ) ИВАНОВИЧ (1784–1834), русский архитектор, представитель русского ампира. Родился в Петербурге 24 октября (4 ноября) 1784 в семье неаполитанского живописца В.Дж.Бове, приехавшего в 1782 в город на Неве и работавшего в Эрмитаже. Был его старшим сыном, два же младших брата – Микеле и Алессандро (Михаил и Александр) – позднее тоже стали архитекторами и его сотрудниками. В 1784 семья переселилась в Москву. Учился в архитектурной школе при Экспедиции кремлевского строения (1802–1807) у Ф.Кампорези, затем работал помощником М.Ф.Казакова и К.И.Росси в Москве и Твери. Служил в кремлевской Экспедиции, занимаясь архитектурным благоустройством «первопрестольной».

    В Отечественную войну 1812 был в народном ополчении. Вернувшись на городскую службу (1813), вошел в состав Комиссии для строения Москвы, созданной с целью восстановления города после катастрофического пожара. На следующий год Бове назначили главным архитектором «фасадической части», призванным следить не только за составлением проектов, но и за их «производством в точности по прожектированным линиям, а также выдаваемым планам и фасадам». Благодаря этому он смог обновить планировку и весь облик древней столицы, в особенности облик ее центра, причем обновить с невиданным еще в московском строительстве размахом и согласно единому стилистическому замыслу, тем самым осуществляя (подобно тому, как это делал в те же годы Росси в Петербурге) идею совокупного города-монумента во славу побед российского оружия и величия империи. При этом достигнутое Бове стилистическое единство отнюдь не было тотальным, органично сочетаясь с древними зданиями, в том числе с Кремлем, окруженным теперь новыми, но соразмерными ему ансамблями. Монументальная строгость форм и декора неизменно сочеталась у мастера с живописным многообразием планировочных привязок и перспектив.

    Под его началом в центре Москвы были перестроены Торговые ряды напротив Кремля (1814–1815; не сохранились), разбит Александровский сад с гротом (1820–1822), декоративно оформлена инженерная структура Манежа (1824–1825), создана Театральная площадь (1818–1824) с Большим театром (1821–1824; здесь Бове переработал проект А.А.Михайлова). И позднее строительство тут шло во многом именно по масштабу, заданному Бове: его идеи посмертно сохранялись несмотря на переделки (в частности, Большого театра после пожара 1853) и продолжали жить (к примеру, в осуществленном к концу 19 в. развитии Торговых рядов в сторону Москвы-реки и Китай-города). Из ансамблей, осуществленных Бове вне центра, наиболее значительна Первая городская больница за Калужской заставой (1828–1833). Величественные же Триумфальные ворота, возведенные по его проекту у Тверской заставы (1827–1834), были разобраны в 1938, а в 1968 воссозданы близ строившегося тогда монумента Победы на Поклонной горе.

    Тонкий архитектурно-декоративный вкус зодчего проникновенней всего сказался в его «штучных», сравнительно небольших по размеру постройках, среди которых выделяются лучший из его городских особняков – дом Н.С.Гагарина на Новинском бульваре (1817, разрушен в 1941 немецкой бомбой) и ротонда церкви Всех Скорбящих Радости на Большой Ордынке (1828–1836). Последняя достраивалась уже после смерти мастера.

    Умер Бове в Москве 16 (28) июня 1834.

     Тарабарина Ю. www.archi.ru     ЦЕРКОВЬ ВОЗНЕСЕНИЯ (БОЛЬШОГО) у Никитских ворот в Москве.

    Литература

    Покровская З.К. Архитектор О.И.Бове. М., 1999