Содержание статьи
    Также по теме

    БРУНИ, ЛЕВ АЛЕКСАНДРОВИЧ

    БРУНИ, ЛЕВ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1894–1948), русский художник. Родился на станции Малая Вишера (Новгородская губерния) 8 (20) июля 1894 в семье архитектора А.А.Бруни. Генеалогически связан с Ф.А.Бруни, К.П.Брюлловым, а также акварелистом П.Ф.Соколовым. В 1910–1911 в качестве вольнослушателя петербургской Академии художеств посещал классы баталистов Ф.А.Рубо и Н.С.Самокиша. В 1912 занимался в парижской Академии Р.Жюльена (мастерская Ж.-П.Лоранса). Вернувшись в Петербург, работал как журнальный и книжный иллюстратор. Под влиянием В.Е.Татлина увлекся авангардной «пространственной живописью» (или контррельефами; 1915; известны по старым фотографиям). Показывал свои произведения на экспозициях «Мира искусства» и футуристической выставке «Магазин» (1915–1918). В 1919–1920 жил на Южном Урале и в Сибири (Миасс, Омск и Новониколаевск, ныне Новосибирск). Затем перебрался в Петрограде, а с 1923 жил в Москве, до 1935 проводя каждое лето вблизи Оптиной пустыни (был духовным сыном последнего оптинского старца Нектария). Примыкал к объединениям «Маковец» и «Мир искусства».

    Наряду с динамичными авангардно-футуристическими, в том числе беспредметными вещами (композиция Полет, 1920, Русский музей, Петербург), в ранний период создавал и островыразительные портреты, близкие по стилистике модерну (К.Д.Бальмонт, частное собрание, Москва; Композитор А.С.Лурье, Русский музей; оба портрета 1915). С годами главным руслом его творчества стала стихия рисунка и акварели в духе «тихого искусства» – с разнообразными мотивами (домашней жизни, анималистики, Оптиной пустыни и ее окрестностей, а также Крыма, Кавказа и Средней Азии), которые слагались в многолетнюю лирическую летопись (серии: Дети, 1924; Самарканд, 1934 и 1936; Судак. Крым, 1936–1940 и 1946; и др.). Плодотворно работал как художник книги (оформив, в частности, Сказки Р.Киплинга, 1929, и Лирику Низами, 1947). Активно выступал и как живописец-монументалист, сохраняя легкость наброска и эстетическую свободу (фрески в Музее охраны материнства и младенчества, 1932, не сохранились; декоративное убранство павильона Азербайджанской ССР на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке, 1939; и др.). Возобновил традицию церковных росписей в уникальной для своего времени фреске Богоявление на фасаде крещального корпуса Богоявленского (Елоховского) собора (1946).

    Оставил большой след в искусстве и как педагог: с 1923 преподавал во Вхутемасе (Высшие художественно-технические мастерские), Текстильном институте, а также (в 1935–1948) в мастерской монументальной живописи Академии архитектуры СССР (1935–1948; был также и руководителем этой мастерской совместно с В.А.Фаворским).

    Умер Бруни в Москве 26 февраля 1948.

    См. также МАКОВЕЦ.

    Литература

    Л.А.Бруни. Ретроспектива (каталог). М., 2000