Содержание статьи
    Также по теме

    БУРОВ, АНДРЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧ

    БУРОВ, АНДРЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧ (1900–1957), русский архитектор, инженер и изобретатель. Родился в Москве 2 (15) октября 1900 в семье архитектора К.Ф.Бурова. В 1921–1925 учился во Вхутемасе, в мастерской А.А.Веснина. Был членом «Объединения современных архитекторов» (ОСА).

    Как и у его учителя А.А.Веснина, в творческом мышлении Бурова тесно связаны архитектура и сценография. В молодости он много работал как художник театра – преимущественно для Первого рабочего театра Пролеткульта, где с 1924 создавал динамичные конструкции для сцены из подвижных, легко трансформируемых экранов. В конструктивистском духе спроектировал ряд павильонов Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки (1923, не сохранились), но еще более авангардными явились его декорации к фильму С.М.Эйзенштейна Старое и новое (Генеральная линия, 1926–1927) – близкий по духу к тогдашним постройкам Ле Корбюзье кинообраз совхозного животноводческого комплекса воплотил мечту о полной индустриализации сельского хозяйства. В 1930–1931 проектировал Челябинский тракторный завод (с его именем связан в первую очередь здешний клуб, план же прилегающего «социалистического города» остался неосуществленным), в связи с чем был командирован в Детройт (1931).

    Общая смена стилистического курса и разворот в сторону классики, характерные для 1930-х годов, нашли наглядное воплощение в буровской перестройке интерьеров Исторического музея в Москве (1937). Впечатления от поездки в Италию (1935) выразились в образах своего рода «социалистического неоренессанса», украшенных нарядным и в то же время стильным декором (жилой дом на улице Горького, бывший «дом Наркомлеса», 1935 и 1945, фасад Дома архитекторов, 1940; в обоих случаях в качестве художника был привлечен В.А.Фаворский). Проблемы декора органично соединились в творчестве мастера с новаторской методикой поточно-индустриального строительства, пионером которого он явился. Особенно характерен «Буровский дом» на Ленинградском шоссе (1940–1941), покрытый сплошным ковром узорных панелей.

    Стремясь уменьшить вес зданий и упростить их промышленную префабрикацию, он экспериментировал с цементом и гипсом, а в начале 1950-х годов разработал особо легкие и прочные «стекловолокнистые анизотропные материалы» (СВАМ). Издал одноименную книгу (1956) и выстроил из них в том же году несколько крупнопанельных домов в Москве.

    Работая над реконструкцией Ялты (1944–1945) и стремясь поймать в кадр крымский берег в максимальном его протяжении, Буров стал и одним из первооткрывателей панорамного кино (в его случае – предполагающего синхронную съемку пятью камерами). В последний период жизни исследовал также перспективы использования ультразвука для лечения онкологических заболеваний.

    С 1934 плодотворно работал как педагог (в Академии архитектуры СССР и Московском архитектурном институте). Изложил свои мысли о зодчестве, о необходимости синтеза творчества и технологии в книге Об архитектуре (1960).

    Умер Буров в Москве 7 мая 1957.

    Литература

    А.К.Буров. Письма. Дневники. Беседы с аспирантами. Суждения современников. М., 1980
    А.К.Буров – архитектор и ученый. М., 2000