Содержание статьи
    Также по теме

    ЧИМАБУЭ, ДЖОВАННИ

    ЧИМАБУЭ, ДЖОВАННИ (Cimabue, Giovanni) (ок. 1240 – ок. 1302), итальянский художник, один из ведущих мастеров флорентийской живописи 13 в. Родился ок. 1240. Его настоящее имя Ченни ди Пепо; прозвище Чимабуэ означает «Быкоголовый». Он был последним итальянским художником, работавшим в византийской манере. Те или иные живописные произведения приписываются ему на основании стилистического сопоставления с мозаикой, изображающей св. Иоанна Крестителя из апсиды собора в Пизе (единственной работы, принадлежность которой Чимабуэ засвидетельствована документально), и образом св. Иоанна из фрески Распятие в Верхней церкви в Ассизи, которая считается одним из прекраснейших его творений.

    Стилистическое сходство с Распятием обнаруживают несколько образов, отличающихся большой внутренней силой и экспрессией. В Верхней церкви в Ассизи стиль Чимабуэ заметен в большинстве потемневших фресок хора и трансепта. Среди этих фресок: сцены Апокалипсиса, Успение и Прославление Богоматери, чудеса и мученичество апостолов Петра и Павла и второе большое Распятие, сейчас почти полностью утраченное. В правом крыле трансепта Нижней церкви находится грубо прописанная фреска с изображением Мадонны на троне и Св. Франциска.

    Самой известной работой Чимабуэ, исполненной в технике темперной живописи, является большая Мадонна на троне (написанная для церкви св. Троицы во Флоренции, сейчас – в галерее Уффици). Знаменитая Мадонна Ручеллаи сейчас признается ранней работой сиенского мастера Дуччо ди Буонинсенья. Два деревянных Распятия, приписываемых Чимабуэ, находятся в церкви Сан Доменико в Ареццо и в музее Санта Кроче во Флоренции. Возможно, еще одна его работа – полиптих из Вашингтонской Национальной галереи, но эта атрибуция не является общепринятой.

    Данте мельком упоминает художника в Чистилище (XI, 94–96: «Кисть Чимабуэ славилась одна, а ныне Джотто чествуют без лести, И живопись того затемнена»). Джорджо Вазари рассказывает о том, как Мадонна Ручеллаи была пронесена по улицам Флоренции под приветственные крики толпы; как Чимабуэ встретил Джотто, рисующего на камне овцу, и взял его к себе в ученики; как Чимабуэ безжалостно уничтожал свои произведения, если они ему не нравились. Чимабуэ удалось достичь высокого мастерства в создании жесткой, структурной формы и ясной, логически выверенной композиции. Умер Чимабуэ ок. 1302.

     ART RESOURCE/Scala     ДЖОВАННИ ЧИМАБУЭ. МАДОННА С МЛАДЕНЦЕМ