Содержание статьи
    Также по теме

    ЧУЙКОВ, СЕМЕН АФАНАСЬЕВИЧ

    ЧУЙКОВ, СЕМЕН АФАНАСЬЕВИЧ (1902–1980), художник, мастер живописи, основоположник современного киргизского изобразительного искусства.

    Родился в Пишпеке (ныне Бишкек) 17 (30) октября 1902 в семье военного писаря. В 1912 Чуйковы переехали в Верный (ныне Алма-Ата), где Семен сперва зарабатывал на жизнь, помогая семье, а затем, все более увлекаясь искусством, брал уроки живописи у видного местного художника и педагога Н.Г.Хлудова (1918–1920). В 1924–1930 учился в московском Вхутемасе (Высшие художественно-технические мастерские) в мастерской Р.Р.Фалька. Позднее много работал как педагог – в том числе в Институте пролетарских изобразительных искусств (бывший Высший художественно-технический институт, Вхутеин) в Ленинграде (1930–1932). Был одним из создателей и председателем правления Союза художников Киргизской ССР (1933–1937, 1941–1943). В 1934 по его инициативе во Фрунзе (бывший Пишпек) была открыта первая в республике картинная галерея (ныне Киргизский музей изобразительных искусств). Вскоре Чуйков организовал при ней и школу-студию, в 1939 получившую статус Художественного училища, для здешних мест – тоже первого в своем роде. Жил в основном во Фрунзе, часто наезжая в Москву.

    Уже в 1930-е годы продемонстрировал незаурядное живописное дарование и тонкий эстетический такт, создавая пейзажи и типажные портреты, привлекавшие ярким местным колоритом. Отдал немалую дань стандартной соцреалистической мифологии, но завоевал известность в первую очередь «киргизской колхозной сюитой» (1939–1948; Сталинская премия 1949), циклом, лучшие образы которой поэтизируют – несмотря на эпитет «колхозная» – традиционные, «вечные» черты природы и быта родного края (Охотник с беркутом, 1938, Русский музей; Утро, 1947; Дочь советской Киргизии, 1948; обе работы – в Третьяковской галерее; и др.). Даже последняя картина, которую советские масс-медиа превратили почти что в плакат о торжестве социализма в Средней Азии, есть на деле просто яркий и свежий этюд о сельской девочке-школьнице на фоне дальних гор, чья фигура выразительно и емко символизирует отнюдь не социализм, а Киргизию как таковую.

    С годами его колоризм, мастерство красочной лепки – родственные по духу позднему стилю художников «Бубнового валета» – лишь дополнительно обогащались. Особую роль сыграли впечатления от двух поездок в Индию (1952, 1957). И в данном случае Чуйков наиболее естественно выражал себя не в программно-идеологических образах (типа помпезной Независимой Индии – центральной части триптиха Они хотят жить, 1967), а в простых по мотиву картинах-этюдах, привлекающих своей эмоциональной живописностью (На набережной в Бомбее вечером, В пути; обе работы – 1954, Третьяковская галерея). Издал три книги путевых и мемуарных очерков: Образы Индии (1956), Заметки художника (1962), Итальянский дневник (1966).

    Умер Чуйков в Москве 18 мая 1980.

          СЕМЕН АФАНАСЬЕВИЧ ЧУЙКОВ. УТРО. Государственная Третьяковская галерея

    Литература

    Сарабьянов Д.В. С.Чуйков. М., 1976
    Певец киргизского народа (сборник). Фрунзе, 1981